Традиционно попросили рассказать о наиболее значимых книжках или книжных проектах уходящего года самых пристрастных и вовлеченных участников этого волнующего нас процесса — художников и книжных иллюстраторов. Таким способом хотим подвести итоги этого очень богатого на тематические события года — и тут, вероятно, не обойтись без упоминания о важнейшем из них — присуждении Игорю Олейникову Премии имени Г.Х.Андерсена.
Хотим отметить, что это ни в коем случае не какой-то топ-лист, это очень субъективные личные симпатии (и не всегда, кстати, их оказалось возможным отнести исключительно к книгам, выпущенным в этом году — в списке можно найти несколько изданий двух-трехлетней давности). Но, вместе с тем, это личные симпатии тех, кого действительно можно назвать экспертами в области иллюстрированной книги, тех, кто принимает самое непосредственное участие в процессе ее создания и без кого ее, в принципе, не могло бы быть.
«My Favorite Thing Is Monsters»
автор и иллюстратор Emil Ferris, издательство «Fantagraphics Books» (США, 2017)
Этот графический роман, комикс, я нашла в большом книжном берлинском магазине. Привлекла меня необычная обложка, нарисованная ручкой. Весь текст на немецком, но мне это даже нравится. В этой книге буквы я воспринимаю как графику. Все страницы изрисованы монстрами. Я не могла пройти мимо и, имея определенную сумму евро, решила купить вместо трех книг своим детям, одну эту — себе.
Книга сделана как разлинованный скетчбук. Художник рисовала разными шариковыми ручками. Каждый разворот имеет свою композицию и наполненность. Я долго рассматривала ее в парке, на лавочке. Думала о том, сколько времени ушло на рисунки и верстку. А приехав домой, узнала про автора потрясающую историю. Оказывается, художница в детстве болела тяжелой формой сколиоза и была не такая, как другие дети. Ее любимыми героями были монстры. А родители были художниками. В общем, все детство она провела за рисованием. А в сорок лет, когда Эмиль уже была признанным художником и скульптором, после укуса комара(!) она заразилась лихорадкой Западного Нила и была частично парализована. Но, благодаря семье и друзьям, Эмиль встала на ноги и снова научилась рисовать. После моего знакомства с этой историей, книжка стала для меня совсем бесценной, алмазом моей небольшой коллекции иллюстрированных книг.
Купить в Лабиринте |
«Старый дом»
автор Дж. Патрик Льюис, иллюстратор Роберто Инноченти, издательство «Пешком в историю» (Россия, 2016)
Книга про историю дома. Как его строили, ломали и перестраивали. На каждом развороте нарисован дом в одном и том же месте, но вокруг него разные истории, разные года и времена года. Иллюстрации очень тщательные, дотошные и их интересно рассматривать. Мне нравится колорит картинок, сдержанные, земляные цвета. Я так не умею. Видно, что художник рисовал с удовольствием, смакуя каждый сантиметр своего произведения. По ходу книжки меняется дом, иногда по чуть-чуть, а иногда довольно сильно. Каждый нужный кирпичик дома остается на своем месте от разворота к развороту. Вокруг развиваются драматические истории войны и счастливые истории возрождения, весны. В какой-то момент дом и вовсе остается заброшенным. Много важного можно почерпнуть из этой книги. Я бы ее подарила нашему мэру. Хотя его все это вряд ли тронет…
«Прогулка»
автор и иллюстратор Свен Нурдквист, издательство «Белая ворона» (Россия, 2018)
Свен Нурдквист — мой любимый художник-иллюстратор и каждую его новую книжку я жду с нетерпением. Мне нравится, что он всегда пробует новые техники, и что он выступает не только в роли автора, но и, так сказать, исполнителя своих историй. «Прогулка» — это история без слов, но все и так понятно. Снова странные существа и странные люди живут вместе. Рассказывать ее можно как угодно, своими словами, разглядывая каждую страницу. Художника не связывают правила масштаба. Он забивает на разность размеров. Его фантазия безгранична. Он может смело прервать свой рассказ пустой страницей и это будет выглядеть вполне естественно. А по картинкам видно, какой он добрый и светлый человек. Мне бы очень хотелось с ним познакомиться и побеседовать. Я бы даже нарисовала его портрет, а он нарисовал бы мой.
«Настоящий кораблик»
автор Марина Аромштам, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
С Викой Семыкиной мы учились в одной школе, при Суриковском институте. И есть во мне кусочек зависти к ней. Она очень деликатно работает с формой и фактурой. Совмещает традиционную ручную графику, коллаж и современные технологии. Новая ее книга про разную воду и корабли. Меня завораживает в ней смелая композиция и работа с пятном. Я знаю, что специфика печати такова, что синий цвет на бумаге редко выходит хорошо и правдиво, так что мне очень интересно, как же эти замечательные развороты смотрятся в натуре. Хотя книга напечатана в Латвии.
Вика очень здорово скомпоновала книжку. На нее не скучно смотреть издалека и разглядывать вблизи. Каждая картинка — как драгоценный камень, переливается фактурами и цветами. При этом, ее нельзя назвать приторно цветной, а скорее сдержанно сине-золотой. Вика не соблюдает пропорции, но делает их утонченно привлекательными и динамичными. Единственное, мне бы хотелось, чтобы книга была большего формата.
«Переход»
автор Артур Гиваргизов, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Эгмонт» (Россия, 2017)
Виктория Семыкина добавила этой книгой красоты и смелости в наш иллюстраторский мир. Раздвинула горизонты. Она каждым разворотом убеждает сомневающихся в себе — и так можно, и вот так тоже, пробуй и ничего не бойся. И это прекрасно. И ещё она, уже после выхода книги, написала важный пост про то, что у неё работа требует очень много времени и сил, несмотря на иллюзию легкости. И что сроки всегда слишком короткие, а плата небольшая и недостаточная для жизни (а мы-то думали, что только нашу работу издательства так низко оценивают). Важно говорить вслух об этих проблемах, это помогает, открывает новую степень свободы.
«Изумрудная рыбка, мандариновые острова»
автор Николай Назаркин, иллюстратор Мария Якушина, издательство «Эгмонт» (Россия, 2018)
Рисунки Маши Якушиной я знаю и люблю много лет. Они легкие и очень органичные. В этом году издали «Изумрудную рыбку, мандариновые острова» Николая Назаркина с ее оборочными и полосными иллюстрациями. Книжка про тяжелое — про детскую больницу, но легкость, с которой живут и уживаются Машины черно-белые оборочные и спусковые картинки с цветными полосными, делает этот мир почти веселым. Интригующим и запоминающимся. А главное — невероятно правдоподобным, несмотря на всю условность рисования. Вот эта вечная загадка — как из пятнышка, точки и двух штрихов получается живое, — конечно, не разгадывается, но смотреть на это не надоедает никогда.
«Теремок»
автор и иллюстратор Игорь Олейников, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
Про Игоря Олейникова напишут многие. И я тоже. Потому что каждая новая книга — как неразгаданный фокус: ну как он так смог? И «Теремок» в этом смысле очередной волшебный парад аттракционов. Когда стремительно меняются ракурс, смысл, техника. И все такое новое и ошеломляющее.
«Et puis»
автор и иллюстратор Icinori, издательство «Albin Michel» (Франция, 2018)
Совершенно завораживающий альбом французского художественного дуэта Исинори. За двенадцать разворотов лесной пейзаж и его жители переживают сюрреалистическую метаморфозу: например, горы оказываются складками ткани, Венера катается с горки на своей ракушке, среди травы расцветает лебединая голова. Замечательная игра с формой и перспективой.
«The Forest»
автор Riccardo Bozzi, иллюстраторы Valerio Vidali и Violeta Lopiz, издательство «Enchanted Lion» (США, 2018)
Сюжет этой книги – философская история о странниках, углубляющихся в чащу неизведанного леса. Художниками она рассказана с невероятной тонкостью и изобретательностью: густой цвет чередуется с белым листом, гладь бумаги — с тиснением, через отверстия в глазах героев можно подсматривать за чудесами леса, а за клапаном, как за кроной деревьев, открывается звездное небо.
«Люди в картинках»
автор и иллюстратор Блексболекс, издательство «Розовый жираф» (Россия, 2018)
Блексболекс – французский иллюстратор, комиксист и автор выдающейся силы. У него очень узнаваемый стиль: точные формы, неожиданные и поэтичные метафоры, текстуры и цветовые решения, выросшие из шелкографии. “Люди в картинках” — первая, насколько мне известно, его книжка, вышедшая в России. Надеюсь, что со временем мы увидим на русском и “Балладу”, и “Каникулы” и многое другое.
«Настоящий кораблик»
автор Марина Аромштам, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
Думаю, за этот год нет более весомой и более влиятельной книги для нашей иллюстраторской среды. Торжество «живых» материалов, живость и энергичность, смелые композиции. Настоящее произведение искусства.
«Математика. История идей и открытий»
авторы Иосиф Рыбаков и Мария Астрина, иллюстратор Наталья Яскина, издательство «Пешком в историю» (Россия, 2018)
Однако, одно из самых интересных направлений в развитии детской книги связано вовсе не с иллюстрированием. Оно касается работы с информацией в целом. Как раскрыть тему? Как её подать? Чем зацепить, увлечь ребёнка? Что показать? В этом плане мне импонирует эта книга, где прекрасно задействованы возможности инфографики. Одни схемы на форзацах чего стоят!
«Животные-космонавты. Первые покорители космоса»
автор Дарья Чудная, иллюстратор Ася Мицкевич, издательство «Питер» (Россия, 2018)
В книге Дарьи Чудной с рисунками Аси Мицкевич использованы как современные иллюстрации, так и архивные материалы. Подобные произведения меня подкупают тем, что часто их авторы выходят за рамки детской книги и повествование превращается в почти что исследование. Автор и иллюстратор уподобляются кураторам выставки: подбирают факты, разного рода произведения, документы, вещи, фотографии. Благодаря такому подходу, тема книги раскрывается многогранно, а дети видят уникальные вещи, будь они в виде рисунков или репродукций.
В связи с моей профессией художника-иллюстратора, я посещаю книжные магазины и ярмарки более с целью ремесленного интереса, нежели обывательского. Меня интересует в книгах не смысловая часть информации, а изобразительная. Именно за этим я и прихожу. Для чего мне это надо: обновить собственное впечатление о свежих графических направлениях в оформлении книжной продукции, проверить собственное внутреннее соответствие состоянию уровня профессионализма коллег, изучить границы крайностей художественно-графического ремесла, рассмотреть состояние рынка спроса и предложений на стилистику изобразительного ряда, составить общее впечатление о покупательском вкусе, выбрать приемлемые для себя образцы подражания и совершенствования…
Мой последний поход на Non/fiction завершился приобретением трёх книг как образцов для внутреннего раздражения к совершенствованию ремесленной практики. Это совершенно не значит, что иные книги не достойны моего внимания, но я напоминаю, что мои набеги имеют целью внутреннее обогащение профессиональных навыков и только.
Общее впечатление о качестве и профессионализме изобразительной подачи от последней выставки как всегда обнадёживающее: не менее 40% книг я считаю удачными, грамотными, профессиональными изделиями международного уровня. Причина этому — особенность самой книжной ярмарки Non/fiction как выставки интеллектуальной литературы и интернет как базовый источник профессиональной информации.
Оформление книжной продукции сегмента детской литературы, наиболее нагруженной визуальной информацией с определёнными психофизическими и художественными границами, я считаю для себя приемлемым на 20%. Основное негативное впечатление – тенденция к пошлости и упрощению, пестроте и неупорядоченности композиции тона и цвета, неряшливости и глупости в создании образов персонажей, заигрывание с ностальгическими нотками чувственности покупателя, общей тенденцией потери школы профессионального рисования. Последнее мне близко: я вижу как некоторые издательства с грамотным худредом или интеллигентным главредом пытаются победить первенство художественного графического образа над эффектным дизайном оформления. Это репринт книг 20-х, 60-х, 70-х годов и перепечатка некоторых зарубежных изданий. Основная причина падения художественного уровня отечественных книг детской литературы: низкий интеллект покупателя (связанный со всеобщим примитивизмом информационного поля государства), низкие требования к процессу обучения в художественных заведениях (в связи с платным образованием), коммерческий расчёт издателя (поиски возможностей выжить в конкурентной среде), естественная смертность мастеров изобразительного искусства.
Исходя из собственных предпочтений и целей (профессионализм художника, смелость выбора технических приёмов, тенденция к постоянному живому обновлению, конфликтность к устоявшимся авторитетам и обывательским запросам, мои личные пристрастия…) я выбрал три издания.
«Terra incognita»
автор и иллюстратор Аскольд Акишин, издательство «Бумкнига» (Россия, 2018)
Аскольд Акишин — мировая величина в отечественной комикс-культуре. Мэтр сам пишет, режиссирует и рисует книгу. У Аскольда множество стилей, каждый раз он неподражаем и в любом стиле совершенен. В этой книге, я считаю, он проявил себя как поэт. В ней нет ни единой буквы, но я утверждаю, что это сборник сонетов. Её изобразительность действует на зрителя настолько сильно, что вызывает визуальные галлюцинации у наиболее чувствительных. В ней есть вселенская тишина и аккорды Баха. Она вводит в медитативное состояние из-за сочетания силуэтных знаковых и символических изображений. Это вызывает у меня не знакомые мне ответные образы, но глубинные вопросы самопознания. Я смог погрузиться в неё моментально, но осознать только за неделю, и она вновь манит меня в свои глубины.
«Перепутаница»
автор и составитель Федин С.Н., издательство «МЦНМО» (Россия, 2019)
Главный редактор С. Дориченко и главный художник Yustas представляют образец взаимопонимания целей и методов соединения в единое издание научно-популярной литературы и достижений графических языков изобразительной информации. Yustas, в силу собственного таланта и внутренней свободы, собрал вместе в один художественный коллектив достаточно разных графиков, сумел их настроить и дал свободу. Кроме выполнения чисто иллюстративных задач художники его коллектива отличаются техническим мастерством, индивидуальной узнаваемостью, тактичностью в применении цифровых технологий в изображении.
«Лиса и заяц»
автор и иллюстратор Игорь Олейников, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2017)
Мне близок язык изложения графической информации Олейникова, его режиссёрские разработки разворотов книги, динамические конструкции, сочетания чёрно-белой и цветной графики. Книга выдержана в единстве соподчинения литературной идеи и изобразительного ряда. Её образы выразительны, построения композиции смелы, ясны и логичны. Цветовой ряд гармоничен и в меру контрастен тонально, многофактурен и лёгок, техники отработаны до мастерства. Обобщённость смыслов и смелое переосмысление известного сюжета располагают к умному созерцанию и находятся в согласии с моим субъективным мироощущением.
«Глупая лошадь»
автор Владимир Левин, иллюстратор Спартак Калачёв, издательство «Октопус» (Россия, 2015)
Бывает книга-мысль, книга-мечта и даже книга-путешествие. А это книга-мир. Маленький мир, созданный Владимиром Левиным, мир романтичный и весёлый, где вечно спорят индюк и корова о тайне сундука, где бродит по улицам Глупая Лошадь в старых калошах и все мчит куда-то зелёная карета со странными зелёными пассажирами. В стихах тут часто присутствует концовка «до сих пор» или «с тех пор». То есть — мы живём, а волшебный маленький мир вечно существует рядом, за обложкой с удивлённой лошадью. Художник Калачёв сделал эту книгу розово-зелёной, с мечтательными лёгкими акварелями. И кажется, что ничего-то особенного в этих рисунках, так, с лёту нарисовано… А забыть их не можешь.
В детстве была у меня «Глупая лошадь». И как я любила её! И знала всё-всё наизусть.
Билли и Долл
Полезли на стол –
Знакомиться с новым котом.
Первым был Билл.
Он шишку набил.
А Долли свалилась потом.
Как тут не запомнить? Само запоминается. Потом я выросла, а книга куда-то делась. Но помнились чудесные картинки, всё кружились в голове Билли и Дол…
Я нашла этот маленький мир недавно. Издательство «Октопус» переиздало «Глупую лошадь», сохранив все её богатства. Теперь я снова листаю эту книгу. Хорошо, коли и у вас появится волшебный мир с чуднЫми обитателями!
«Энциклопедия с бабочкой и барабаном»
автор Артур Гиваргизов, иллюстратор Никита Терешин, издательство «Август» (Россия, 2018)
А это книга-шутка, книга-игра. Но, одновременно – энциклопедия. Оказывается, и энциклопедию можно написать так, что будет весело её читать. Тут о многом написано остроумно и смешно. Ну как объяснить, что такое гости? А вот как: «Гости — знакомые, которые сидят у вас дома. Но если через неделю знакомые ещё сидят, то это, наверное, родители. У них отпуск. Ещё три недели будет отпуск. Нет, мы рады».
Художник Никита Терешин вслед за автором тоже создал парадоксальное, смешное и очень красивое изобразительное пространство. Его иллюстрации похожи на детские рисунки, но это только на первый взгляд. Очень современные, артистичные, со смелыми контрастами, большими цветовыми пятнами и неожиданными тонкими линиями – они напомнят и о Миро, и даже об иконописи. Потому что Терешин нашёл и воплотил здесь свой канон изображения мира и людей, настолько убедительный, что в него веришь сразу! И всю дорогу, листая книгу, улыбаешься.
«У врачей были дрессированные комары. Сначала комар набирал в себя лекарство, потом врач показывал на больного и командовал «Кусай!». Это фрагмент из главы «Укол». О чём только тут не написано! За Бахом следует Будильник, а Достоевский соседствует с Душем. Такую книгу надо держать дома. Обязательно. Как лекарство. Чтобы в трудные моменты жизни открывать и лечить своё настроение. Или превращать капризного ребёнка в родного и весёлого. У меня лекарство уже есть. Стоит на полке. Его хватит на годы и годы. Книжка толстенькая.
«Человек-мандарин»
автор Анна Никольская, иллюстратор Мария Михальская, издательство «Нигма» (Россия, 2016)
«Человек-мандарин» — книга-сон. Зимний предновогодний сон, который снится то ли нам, то ли героине, девочке Анне. И хотя вышла книга в 2016 году, я пишу именно о ней. Потому что сон этот – замечательный! Там пахнет мандаринами, тихо падает снег, укутывая город, а по небу (не удивляйтесь) летит трамвай. А если зайти в маленький газетный киоск – окажешься на балу, во дворце с колоннадами и волшебными зверями. И ёлку в этом сне не покупают, а летят за нею в лес. Но не рубят, нет, и даже не выбирают! Потому что ёлки сами выбирают тебя, если понравишься. И тогда ёлка уйдёт с тобой, так и пойдёт, взяв тебя за руку своей пушистой лапой. Правда, чудесно? А всем этим управляет Человек-мандарин. Он – то кондуктор, то продавец газет, то дворник в пустынном заснеженном парке.
Это книга смешная и грустная. Совсем детская и взрослая. Как так? А вот так. Потому что это книга-парадокс, от начала и до конца. В финале вообще такое случится, что вы всё увидите совсем по-другому. Но – это секрет, я не расскажу.
Мария Михальская нарисовала целый специальный мир, чёрно-бело-оранжевый, тоже фантасмагорический. Её сказочное пространство манит меня, обещая волшебство за поворотом снежной тропинки, и щедро это волшебство дарит. Как удаются Михальской такие нежные и таинственные состояния при таком решительном композиционном и цветовом решении? Тайна. Такая же тайна, как и вся история, где снежное поле становится оранжевым, а из снега можно налепить мандаринов и съесть их. Тайну не стоит раскрывать. Наоборот – в тайну можно заглядывать, осторожно приоткрыв дверь. Я заглянула.
Загляните и вы! Желаю вам добрых вечеров у новогодней ёлки, под шорох снега за окном, с книжкой в руках.
«Сказки»
автор Г.Х. Андерсен, иллюстратор Лизбет Цвергер, издательство «Стрекоза» (Россия, 2018)
Очень радостно, что у нас стали издавать эту замечательную австрийскую художницу. Мне давно нравятся ее акварельные иллюстрации. Они, с одной стороны, по рисунку и по технике классические, а с другой — очень необычны своим композиционным решением и особенной атмосферой, которую создает Лизбет Цвергер. Иллюстрации почти всегда лаконичны, художник не боится больших пустых пространств, которые всегда работают и создают ее неповторимый стиль. Все прекрасно организовано и гармонично. По макету книжка решена традиционно и сдержанно, очень культурно, без излишеств. Отличное качество печати.
«Настоящий кораблик»
автор Марина Аромштам, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
Очень красивая книжка-картинка. Все композиции здорово придуманы и смело решены. Смешанная техника, использование разных интересных фактур придает книге невероятную экспрессию и новизну. Острые образы и графическое исполнение показывают большое мастерство художника. Каждая иллюстрация становится приятным сюрпризом, её с удовольствием хочется рассматривать. Бумага и качество печати также на высоте.
«Шел хомяк в пиджаке»
автор Игорь Шевчук, иллюстратор Мария Титова, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Одна из книг очень симпатичной поэтической серии «Самоката». Иллюстрации выполнены в двух цветах. Очень легкие, живые, прекрасно работают с текстом, с пространством, смешные и выразительные образы. Интересная работа с макетом. Ощущение, что художник эту книгу сделал на одном дыхании. Цельная и профессиональная работа.
«Путешествия по Эрмитажу. Царица Тюльпанов»
авторы Варвара Помидор и Дарья Агапова, иллюстратор Варвара Помидор, издательство «Арка» (Россия, 2018)
Должна сказать, что я очень люблю все, что делает художница Варвара Помидор, и эта книга не стала исключением. Она сразу же вошла в топ-десять моих самых любимых русских детских книг.
В советской и постсоветской реальности музеи — это нечто скучное, статичное, покрытое толстым слоем пыли. Только в последнее время что-то начало меняться в лучшую сторону, и мне кажется, “Путешествия по Эрмитажу” — это уникальный для России прорыв в этой сфере.
Эта книга напоминает и детям, и взрослым, что искусство — это не что-то застывшее и неприступное. Оно живое, текучее, и оно рассказывает нам истории живых людей, которые очень похожи на нас, посетителей музея. Я очень надеюсь, что, во-первых, у этой книги будет продолжение. И, во-вторых, другие музеи вдохновятся примером Эрмитажа и придумают свои собственные проекты для детей.
«Лис и Зайка. Четыре времени года»
автор Сильвия Ванден Хейден, иллюстратор Тэ Тен Кин, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Об иллюстраторе Тэ Тен Кине я узнала совершенно случайно, когда пошла со своей новорожденной дочкой в консультацию в Роттердаме и увидела там постер с картинкой как раз из книги про Лиса и Зайку. Мне настолько понравился этот рисунок, что я сразу же записала имя художника и стала искать его книги в магазинах. Долго искать не пришлось, потому что они в Голландии есть в любом книжном. Тэ Тен Кин — звезда голландской иллюстрации китайского происхождения. Он приехал в Нидерланды, когда ему было 23, и с тех пор стал поистине культовым персонажем и обладателем всевозможных премий. В общем, я его большой фанат.
Как художнику, мне очень нравятся его книги, связанные с искусством. Это книжки-картинки для детей: “Bosch” (удивительная интерпретация произведений Иеронима Босха) и “Kunst met Taart” (забавная беготня через картины великих, известных всем нам художников 20 века) .
“Лиса и Зайку” в Нидерландах знают все дети. Это веселая и уютная книга с лаконичными текстами Сильвии Ванден Хейден, она прекрасно подходит для тех, кто только начинает читать.
Я очень рада, что в России начали издавать голландских авторов. Нидерланды — маленькая страна, но интересные детские книги здесь создаются и выпускаются в огромных количествах.
«Крылатые кошки»
автор Урсула Ле Гуин, иллюстратор Стив Шиндлер, издательство «Карьера Пресс» (Россия, 2018)
Когда я была маленькая, полки в нашем доме ломились от научно-фантастической литературы: мой папа покупал и читал все, что можно было найти на эту тему. И, вместо сказок на ночь, рассказывал мне истории про космические приключения и межпланетные перелеты. Позже, я начала читать все эти книги сама и взахлеб. Сейчас я забыла 90 процентов из того, что читала тогда. Но имя великой американской писательницы Урсулы Ле Гуин останется со мной навсегда. Для меня она всегда выделялась на фоне других писателей своего поколения прогрессивностью взглядов, была какая-то свежесть и новизна в ее романах.
До того, как у меня появились дети, я не обращала внимания на ее детскую серию “Крылатые кошки”. И купила первую книгу этой серии для своей дочки, которая очень любит кошек. Но в итоге, я зачиталась ей сама, причем в нескольких местах прослезилась. Это душераздирающая история о четырех котятах, родившихся в трущобах, у которых, благодаря их крыльям, появился шанс оттуда вырваться. Рекомендую эту книгу как детям, так и взрослым.
«Figury»
автор Maria Terlikowska, иллюстратор Stanisław Zamecznik, издательство «Warstwy» (Польша, 2016)
К польским детским книгам у меня давно большой интерес и каждый раз они продолжают удивлять своими свежими, яркими и непосредственными решениями. В этом году на ярмарке Non/fiction одна из лучших на стенде Польши, на мой взгляд, была книга «Figuri», которая хоть и издана в 2016 году, но мне встретилась в первый раз. Издание состоит из папки, в которую входят три небольшие книги для дошкольного возраста. Каждая рассказывает про одну из основных геометрических фигур — круг, квадрат, треугольник. Иллюстрации простые и четкие, цвета ограниченные, а также явно прослеживается влияние авангарда в ритме и условности графики. Не знаю, насколько такое издание интересно детям, но мне, как художнику, тут нравится все — продуманная конструкция, цветовое решение, геометрия — все элементы сделаны с большим вкусом и знанием дела.
«Шёл котенок по тропинке. 25 французских считалок и потешек»
переводчик Михаил Яснов, иллюстратор Виктория Попова, издательство «Нигма» (Россия, 2018)
Книга с иллюстрациями Виктории Поповой — очень легкая, ироничная, иллюстрации живые, а образы с характерами. Все работы Виктории Поповой за этот год по своему интересны, выбрать было сложно, но тут и веселые стихи и картинки очень здорово совпали и заиграли вместе.
«Река»
автор и иллюстратор Марк Мартин, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Книга-картинка, книга-путешествие, в которой интересно разглядывать подробные, но вместе с тем условные иллюстрации, наблюдать за многообразием цветов и деталей. Очень красивая и современная работа.
НАТАЛЬЯ ПЕТРОВА
«Супрематический сказ про два квадрата»
автор и иллюстратор Эль Лисицкий, издательство «Ad Marginem» (Россия, 2018)
Ну что тут скажешь, эта книга — основа всех основ, — наконец переиздана в России большим тиражом, а значит и доступна широкому кругу читателей.
Впервые вышедшая в 1922 году в Германии, она является безусловным шедевром книжного искусства. В форме детской книги Лисицкий создал графический манифест авангарда, до сих пор вдохновляющий художников и дизайнеров по всему миру. С другой стороны, кому же она адресована, как не «всем-всем ребяткам». «Не читайте – берите бумажки, столбики, деревяшки – складывайте, красьте, стройте», – пишет автор в начале книги. И действительно, каждый, посмотрев эту небольшую книгу, независимо от возраста, вдохновится духом авангардного эксперимента.
Спасибо совместному проекту «AdMarginem Press» и студии графического дизайна «АBC design», а также помощи «Галеев Галереи». В серии «А+А» уже несколько лет выходят замечательные издания 1920–1930 годов. В ней отношение к переосмыслению и переизданию книг нашего «золотого века иллюстрации» удивительно, оно очень тонкое, деликатное и наполнено безграничными любовью и уважением к искусству книги.
«Рождественский путь волхвов»
автор Владимир Лучанинов, иллюстратор Елена Новоселова, издательство «Мастерская детских книг» (Россия, 2018)
«Рождественская история»
автор Мария Леонтьева, иллюстратор Наталья Яскина, издательство «Мастерская детских книг» (Россия, 2018)
Эти две книги, вышедшие одновременно в одном издательстве, посвящены одному событию — Рождеству. Должны они быть вместе и в этом списке. Я не смогла выбрать одну из них.
Это удивительный пример, как можно создать такие похожие проекты, не уступающие друг другу по затее, и не попасть впросак. Ведь оба художника нашли нужный язык рисования для детей на эту вечную тему, с отсылками к мировым христианским традициям в изобразительном искусстве, и при этом добавили в нее новое звучание. Книги прекрасно придуманы и изданы, в каждой есть свой игровой ход, их можно не только читать детям, но и погрузиться в повествование с помощью создания с детьми настоящего театра-вертепа.
«Океан»
автор Рикарду Энрикеш, иллюстратор Андре Летриа, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Из переизданных у нас иностранных книг хочу отметить это издание португальских авторов. Несколько лет назад мы купили эту книгу на Международной детской ярмарке в Болонье и было очень приятно узнать, что «Самокат» выпустил ее в России. Наконец-то можно не только любоваться иллюстрациями, выполненными всего в два цвета, но от этого ничуть не теряющими своей выразительности, но и прочитать кучу всего интересного. А в ней и морские термины, и факты, и интересные задания.
Эта книга цепляет своим сбалансированным подходом, соединяя в научно-популярном издании последовательную и грамотную подачу информации и живые, артистические и вместе с тем познавательные картинки. Кстати, в «Самокате» вышел не менее прекрасный «Театральный словарь с историями и заданиями» тех же авторов, продолжающий серию.
«Дома и домики в Бермудском треугольнике»
автор и иллюстратор Маша Краснова-Шабаева, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Очень пространственные, вдумчивые, яркие, подробные иллюстрации, продуманные с невероятной фантазией, рассматривать хочется бесконечно. Мир, в который по-настоящему погружаешься и совершенно не хочется из него выходить. Плюс мое любимое сочетание красивого, художественно-цельного рисования с познавательной составляющей, что редко удается хорошо выполнить.
«Настоящий кораблик»
автор Марина Аромштам, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
Удивительно, что эта книга сначала вышла в Европе, и только в этом году была издана у нас. Я фанат Викиного рисования, у нее воздушный, и при этом необычайно крепкий рисунок, живой, образный, бодрый и дико вдохновляющий. Когда смотрю на ее работы, всегда хочется поскорее взять в руки карандаши. Очень ждала эту книгу на русском языке.
«Люди в картинках»
автор и иллюстратор Блексболекс, издательство «Розовый жираф» (Россия, 2018)
Если я не ошибаюсь, это первая книга этого иллюстратора, изданная в России. Ироничная и философская по смыслу. Очень красиво придумана, нарисована и издана. Для меня отличный пример работы с образом и формой, с текстом и изображением.
«Кепки на продажу»
автор и иллюстратор Эсфирь Слободкина, издательство «Лес рук» (Россия, 2018)
«Лес рук» — издательство, появившееся только в этом году. Пока что они издали три книги, но все три стоят внимания, и впереди у них еще куча планов. Очень тонкий, обдуманный и смелый выбор, без какой-либо ориентации на российский книжный рынок. Книги художников и дизайнеров, современных и классиков книжной иллюстрации, в хорошем смысле этого слова. Книги, которые смело можно назвать произведением искусства. Очень рекомендую следить за тем, что они издают.
«Кепки на продажу» — смешная и немного безумная история про торговца кепками. Лихая, но очень цельная, с суперской работой с белым внутри общего пространства. Книга художницы с русскими корнями, которая в Америке давно считается классикой, а у нас вот вышла первый раз.
Интереснее было бы написать о не вышедших книгах. Во многом, каждая книжка, прошедшая через руки издателя, редактора, отдела продаж и т.п. несёт на себе следы компромисса. Но тем не менее… Будем бороться дальше )
«Дети Ноя»
автор Э.-Э. Шмитт, иллюстратор Наталья Салиенко, издательство «Азбука» (Россия, 2017)
Наталья Салиенко — один из самых глубоких иллюстраторов на российском книжном рынке. Художник с удивительным ощущением трагедии бытия, умеющий очень тонко и точно выстраивать психологию рассказа. Главный предмет её художественного исследования – это всегда человек. Вот и в этой небольшой книжке, драматической истории с хорошим концом, иллюстративный ряд удивительным образом как бы приподнимается над повествованием, обнажает драму времени и человека и по сути облагораживает вполне себе симпатичный, но уж больно конъюнктурный современно-европейский текст…
«Тень гонялась за котом»
автор Дмитрий Сиротин, иллюстратор Мария Вышинская, издательство «Эгмонт» (Россия, 2018)
Ну как же в 2018 без «Пёстрого квадрата»? И новое имя — Маша Вышинская! Две вещи нравятся мне в картинках Маши. Первое – она мастер второго плана. Безумно интересно рассматривать то, что происходит в книжке помимо основного сюжета, помимо текста. Это целый мир! Современный, до боли знакомый, но удивительным образом художником преобразованный. И второе — очень ироничная интонация иллюстратора. Никаких сладостей, ничего «девочкового». И при этом, книга очень тёплая, трогательная. В целом — это мейнстрим, но Маша прекрасно себя чувствует в этой эстетике. И даже какие-то очень традиционные, привычные графические приёмы в её исполнении становятся очень-очень «вышинские». Маш, молодец!..
«Энциклопедия с бабочкой и барабаном»
автор Артур Гиваргизов, иллюстратор Никита Терешин, издательство «Август» (Россия, 2018)
Во-первых, спасибо Маше Вайсман за то, что не побоялась издать книгу! Весьма основательный том с огромным количеством весёлых и очень необычных для нашего книжного рынка картинок.
И опять новое имя! Хотя кажется, что Никиту уже хорошо знают по многочисленным выставкам, конкурсам, фестивалям. Совершенно неугомонный художник. Каждый его проект, каждая картинка — это бездна находок, молодого и энергичного креатива. Но что важно для меня в гиваргизовской книжке — это удивительная пластическая и графическая культура. Из пятна и линии, из квадратиков и кружочков, из букв и цифр рождается своего рода визуальный театр, увлекательнейшее представление, выразительные характеры, парадоксальные ситуации. Уверен, что про эту книжку напишет ещё кто-нибудь из коллег. Она того заслуживает. А я тихо завидую и жду новых книг Никиты.
И последнее: все три книги получили награды на международном конкурсе искусства книги «Образ книги». Так что я достаточно объективен.
Если книга про море, театр, путешествие или музыку – она просто не может быть заурядной. Мой выбор – это книги о том, чего всегда так не хватает. Каждая из них имеет такую удивительную судьбу, что я просто не могу про них не вспомнить.
«Настоящий кораблик»
автор Марина Аромштам, иллюстратор Виктория Семыкина, издательство «Манн, Иванов и Фербер» (Россия, 2018)
Например, книга Марины Аромштам и Виктории Семыкиной «Настоящий кораблик». Написана несколько лет назад, но долго не могла появиться у нас. Книжка о маленьком кораблике, который пустился в нелёгкое путешествие. Книжка для детей, но поскольку текст – авторская притча, то не только для детей, а для кого угодно. Иллюстрации Виктории Семыкиной – маленькая художественная энциклопедия морей, рек, океанов, кораблей, лодок и пароходов. Я была свидетелем поисков художника для этой книги и ни секунды не сомневалась, что им станет Виктория, если согласится. Её моря и капитаны – графическая поэзия. Все получилось – книга вышла сначала в Англии, Франции, США, Австралии, а теперь и в России.
«Тео – театральный капитан»
автор Нина Дашевская, иллюстратор Юлия Сиднева, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
Но не только Вика Семыкина заразительно рисует корабли. Из молодых художников вспоминается Маша Якушина, Алиса Юфа и Юлия Сиднева. Юлия проиллюстрировала книгу Нины Дашевской «Тео – театральный капитан» и там тоже есть корабли и путешествия. Художница выкладывает в своем фейсбуке много рисунков из путешествий. И они всегда очень динамичные, очень кинематографичные. В этой книге, кроме моря, есть еще театр, музыка, оркестр и мыши. В цветных иллюстрациях очень много внутренней радости. Это большая редкость. Не только мастерство, а мастерство плюс лёгкость.
«Моя мама – самолёт»
автор и иллюстратор Юля Аронова, издательство «Самокат» (Россия, 2018)
А третья книжка не про корабли, а про самолёты. И если первые две книги – про невероятно удачный союз писателя и художника, то последняя полностью придумана и сделана автором.
В анимации вообще много замечательных художников: Иван Максимов, Алексей Дёмин, Дмитрий Геллер, Анна Карпова, Михаил Алдашин, Светлана Филиппова, Леонид Шмельков – можно ещё долго перечислять. Юля Аронова – известный режиссёр и аниматор, победитель множества фестивалей. Её графика всегда узнаётся, она одинаково любима детьми и родителями. Слово «лёгкость» для Юлиной графики тоже подходит. А еще — обаяние, ирония, динамика. Эта история сначала была фильмом, потом появилась книжка – немного другая, и это очень здорово. Хорошая традиция – иметь дома книжку любимого мультипликатора. Жалко, что наши издательства редко работают с художниками из анимации.
Думаю, говоря об уходящем годе, следует отметить присуждение Игорю Олейникову звания лауреата премии Андерсена. Это историческое событие, которое заслуживает отдельного внимания.
«The Wolf, the Duck & the Mouse»
автор Mac Barnett, иллюстратор Jon Klassen, издательство «Walker Books» (США, 2017)
В этой истории герои оказываются в темноте, «слопанные» волком. Однако, им так там нравится, что приходится защищать волка от охотника. Вот и мне хорошо в этой книге. Выразительная, при малом количестве деталей и подробностей, очередная очень классная во всех смыслах книга Джона Классена.
«Queen of Seagulls»
автор и иллюстратор Rūta Briede, издательство «Emma press» (Великобритания, 2018)
Каждый год бывая в Риге, захожу в книжный магазин и перебираю полюбившуюся серию Biki Buks, создателем которой является Рута Бриеде. В этом году я обратил внимание на ее авторскую книгу «Королева чаек». Тот случай, когда писатель и художник — один человек, и все работает на целостность идеи и исполнения. Иллюстрации выполнены мягкой контурной линией, что сохраняет массу белого в листе. В результате книга полна свежего морского воздуха. Рукописный волнистый текст, чайки, море, город и любовь – всё гармонично в этой книге.
Графика для айдентики Болонской ярмарки BCBF2019
иллюстратор Маша Титова
Еще одно яркое событие — разработка русским иллюстратором Машей Титовой фирменного стиля для главной ярмарки, посвящённой детской книге. Мне очень нравится, как найденная в характере растений графика привносится в изображение персонажей. Крылья птицы словно цветы, хвост лисицы будто бы листочек… И персонажи эти гуляют то ли сквозь страницы книг, то ли через стенды ярмарки. И это их дом. Проект был представлен на фестивале Non/fiction и уже украшает сайт BCBF.
«Сказки барда Бидля»
автор Дж. Роулинг, иллюстратор Лизбет Цвергер, издательство «Махаон» (Россия, 2018)
Книги, которые проиллюстрировала Лизбет Цвергер, убедительны как сновиденья. Костюмы и архитектура исторически достоверны, композиция – безупречна. И вдруг её магическая кисть проделывает пару малозаметных фокусов – и вот она уже превратила бумагу в сияющий солнечный свет, а «Рассказы о Бидле Барде» — в карнавал парящих в невесомом космосе роз, длинноногих пажей в красных, как у Леонардо да Винчи, колготах – и нарядных флагов, величиной больше чем замок, над которым они развеваются!
«Alice’s Adventures in Wonderland»
автор Lewis Carroll, иллюстратор Kirill Chelushkin, издательство «Chelushkin Handcraft Books» (Россия, 2018)
Для Кирилла нет ни Кэрролла, ни Синей Гусеницы как неких образных эталонных констант, а есть лишь ураган стим-панка, замаскированный под Алису. Автопортрет в любимых круглых очках и въевшаяся в ДНК начертательная геометрия – надо признать, с перспективой у Кирилла всё норм. Его академическая архитектурная выучка, помноженная на беспредел фантазии, виртуозный дизайн Ю. Гордона и подвижнически безупречное качество издания — супер!
«Square»
автор Mac Barnett, иллюстратор Jon Klassen, издательство «Candlewick» (США, 2018)
Американский художник книги Джон Классен всех вокруг считает людьми (как первобытный человек). Или, на крайний случай, разумными существами, без разницы, кто ты – человек или ручей, или даже геометрическая фигура. Совместно с соавтором, писателем Маком Барнетом, иллюстратор в этом году завершил книгой «Квадрат» свою трилогию о жизни трёх товарищей – Квадрата, Круга и Треугольника. Текст книг состоит по преимуществу из этих имён: повторения, как мантры, превращают знакомые слова в шаманский наговор. Ритмика книги, резонанс графических образов и фонетики завораживает, как тамтам… И раскрывает перед нами загадочный и безграничный мир квадратов, кругов и треугольников с глазами.
«Чего не бывает? Чему не бывать?»
французские загадки в переводе М.Яснова, иллюстратор Мария Сутягина, издательство «Нигма» (Россия, 2018)
В 2018 году много интересных новинок появилось в издательстве «Нигма».
Одной из них является «Чего не бывает? Чему не бывать?», сборник
из 23 французских загадок в переводе М. Яснова. Своеобразные и тонкие
по смыслу загадки оттенены бесконечно уютными иллюстрациями Марии
Сутягиной.
«Здравствуй, корова!»
автор Григорий Кружков, иллюстратор Мария Пчелинцева, издательство «Нигма» (Россия, 2018)
Ещё одна новинка от «Нигмы». Самобытные и нежные иллюстрации Марии Пчелинцевой не повторяют содержание стихов, а создают вокруг них оригинальный мир, полный беззаботного веселья и доброты.
«Алиса в стране чудес»
автор Льюис Кэрролл, иллюстратор Цвергер Лизбет, издательство «Нигма» (Россия, 2018)
И напоследок, «Алиса в стране чудес» с иллюстрациями Лизбет Цвергер. Книга впервые опубликована на русском языке и является прекрасным примером мастерства австрийской художницы. Это совсем другая «Алиса», сдержанная и вдумчивая, забавная и загадочная. Надеюсь, книг Цвергер будет издаваться у нас всё больше. Особенно хороши, на мой взгляд, её «Русалочка» и «Карлик Нос».