Наталья Павловна Колпакова (1902–1994) — писатель, фольклорист.
Родилась в дворянской семье; окончила Демидовскую женскую гимназию, затем Литературную студию при издательстве «Всемирная литература». В 1919-1921 была вольнослушательницей Петроградского государственного университета по факультету общественных наук. Осенью 1921 года поступила на Высшие курсы искусствознания Государственного Института Истории искусств (ГИИИ), которые окончила в декабре 1924 года со званием научного сотрудника 1 разряда.
В институте заинтересовалась курсом по народному творчеству. В 1926 отправилась в Заонежье в специальную экспедицию под руководством известного специалиста по древнерусскому зодчеству К.К Романова, после которой целиком посвятила свою жизнь изучению русского фольклора.
После Заонежья последовали другие поездки: в 1927 — на Пинегу; в 1928 — Мезень; в 1929 — Печору. Тогда же ею были опубликованы первые фольклористические статьи — «Песня на Шуньгском полуострове» и «Свадебный обряд на реке Пинеге».
После перепрофилирования института работала библиотекарем в школах Ленинграда, продолжая ездить в экспедиции — в Беломорье, в Вологодскую область, в Башкирию, — и публиковать научные работы — очерки «Сквозь лесную проседь», «Терский берег» (1937) и др.
В 1939 была приглашена на должность заведующей Кабинетом народного творчества при филологическом факультете Ленинградского университета.
Во время блокады Ленинграда осталась в городе; до эвакуации университета работала на филологическом факультете, в библиотеке Володарского райкома КПСС и Ленинградском отделении Союза советских писателей. В октябре 1943 начала читать курс устного народного творчества в Педагогическом институте им. А.И. Герцена, где и преподавала до 1948. После возвращения Ленинградского университета из эвакуации Колпакова вела на филфаке практические занятия по фольклору, работала в Пушкинском Доме, принимала участие в экспедициях, собирала фольклорный материал, на основании которого в дальнейшем было написано немало научных очерков и статей.
Наталья Павловна собрала всего около трёх тысяч текстов народных песен, написала несколько научно-популярных книг для детей и подростков.
«Н.П. показывала мне свои рисунки, которые сохранились в дневнике одного из южных путешествий; нарисованные черной тушью, обычным пером, они были очень точными — ничего лишнего! — и очень выразительными. Были и настоящие картины (Н.П, неплохо рисовала: наверное, сказывался наследственный талант). А ее рассказы об экспедициях представляли своеобразный театр одного актера: впечатления об исполнителях пересыпались северными жемчужинками — воспроизведенными со всеми лексическими и фонетическими особенностями северного говора сказками, прибаутками, потешками.
Были и детские книги — на японском, чешском и других языках народов мира (в переводах более чем на двадцать иностранных языков). Зарубежные издательства присылали не только книги, но и гонорары за них, в отличие от некоторых русских издателей. Но была и «Наташкина книжка» — в единственном экземпляре, написанная для племянницы. Рассортировав картинки с художественных конвертов по тематике (времена года, животные, праздники и т.д.), Н.П. наклеивала их на листы альбомной бумаги и писала к каждой стихи собственного сочинения. Потом все это собиралось, и получалась книжка. Известная фольклористка не считала зазорным подготовить фольклорный текст для диафильмов, в основном по сказкам. Вышедшие большими тиражами, с рисунками известных художников, они радовали не одно поколение детей».
Е.М. Белецкая
Тройка | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Тройка
|