Ülo Soosteri (1924-1970) — эстонский график, художник-иллюстратор.
Родился в Эстонии, на острове Хийумаа, в семье хуторянина. В 1945 году поступил в Тартуский художественный институт. В 1949 году был арестован в Таллине и осужден по сфабрикованной статье за попытку захвата самолета на 10 лет. В 1956 году освобожден и реабилитирован.
После освобождения обосновался в Москве, занялся книжной графикой. Оформил около 70 книг в разных московских издательствах. Сотрудничал с журналом «Знание-сила».
Обладатель Диплома им. Ивана Федорова (1972) XIV Всесоюзного конкурса на лучшие издания по художественному оформлению и полиграфическому исполнению за книгу О. Лутса «Весна».
В качестве художника-постановщика принимал участие в создании мультипликационных фильмов: «Стеклянная гармоника» (1968) и «Осторожно, волки!» (1969).
«В Соостере уживаются две противоположности: с одной стороны, чрезвычайно сильный подсознательный импульс, связанный с воспоминаниями детства. Это очень чувствительные впечатления о колючей вязи можжевельников, округлости прибрежных камней, бесконечных повторах морских волн и страстных играх рыбных стай.
С другой стороны, в его взгляде на природу нет ни непосредственности, ни удивления, ни любования. Это скорее взгляд ученого, стремящегося проникнуть в тайну вещей. Художник как бы ищет некую идеальную формулу столь же законченную и столь же сложную, как форма яйца. У Соостера нет противоречия между тем, что он делает в своей живописи, и тем, что он делает в книге. Избрав для себя, в основном, область научно-познавательной и научно-фантастической литературы, он и в книге развивает свои излюбленные темы». (с) Виктор Пивоваров
Путь марсиан | Шесть гениев | Туман | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Путь марсиан
|
Название Шесть гениев
|
Название Туман
|
Птицы, зайцы, лисицы и прочие | Маленький Иллимар | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Птицы, зайцы, лисицы и прочие
|
Название Маленький Иллимар
|
Неофициальные художники и книжная иллюстрация
В советские годы искусство, как известно, было официальным – и не очень. Наряду с титулованными мэтрами, певцами трудовых свершений и светлого будущего, работали художники, не желающие творить в строгих рамках социалистического реализма. Произведениям нонконформистов, как правило, был закрыт доступ и в выставочные залы, и в Союз художников. Как добыть средства к существованию, не уйдя из профессии? Можно ли донести не одобряемые властями идеи и методы до широкой публики? Выход нашелся, нашлась и аудитория: многомиллионная, любознательная, открытая новому и необычному. «Неофициальные» художники открыли для себя детскую книгу.