Александр Дейнека

Биография

Александр Александрович Дейнека (1899-1969) — художник, монументалист и график, педагог.

Родился в Курске, в семье железнодорожника. Окончил в 1917 году Харьковское художественное училище; после оформлял театральные постановки, агитпоезда, работал фотографом. С 1919 по 1920 служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. После армии поступил на полиграфическое отделение московского ВХУТЕМАСа, где его педагогами были В.Фаворский и И.Нивинский. С 1924 года участвует в выставках. В 1925 году стал одним из основателей Общества станковистов; выйдя из него спустя три года становится членом художественного объединения «Октябрь», а позже Российской ассоциации пролетарских художников.

Во время войны рисовал плакаты для мастерской «Окна ТАСС», совершил поездку на фронт; в станковой живописи основное внимание уделял военным темам и мотивам. Помимо графических и живописных работ, создал несколько монументальных мозаик — для фойе МГУ и Дворца съездов Московского Кремля, для станций московского метрополитена «Маяковская» и «Новокузнецкая».

Дейнека также много преподавал — в московском ВХУТЕИНе (1928—1930), Московском полиграфическом институте (1930—1934), МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953), в МАРХИ (1953—1957).

Сайт

Купить книги с иллюстрациями Александра Дейнеки

OZON.ru
labirint.ru

Я люблю чистый звонкий кусок цвета (какой-нибудь
краски)… Иногда форма обаятельна через цвет…
Иногда живая форма обаятельна силой мощи, внутренней
убеждённостью своего прекрасного существа. Форма
прекрасна своей окраской и своими пропорциями…

Я понимаю живопись, тонкую живопись, но люблю больше
рисунок, форму. Если иные разбираются в тончайших
тоновых нюансах и абсолютно безразличны к грубым
искажениям формы, то у меня всё наоборот – я очень
чувствителен к тончайшим формам ритма и удовлетворяюсь
простыми цветовыми отношениями…

***

Я часами покрываю листки альбома такими безграмотными школярски и такими убедительными своей динамической правдой „снайперскими“ набросками с динамовских прыгунов. Через каждую минуту в воздухе летит человек. Мгновенье – на сетчатке фиксируется эффект летящего. Мгновенье – и пока голова прыгуна выскакивает из воды, рывком врисовываю в лист впечатления. И я радуюсь и думаю, как это ляжет на ватмане организованно, как расплывётся умбрами гор, бирюзой крейсера, что ниже летящего.

***

С молодых лет меня тянули к себе здоровый труд и отдых людей. И всегда у меня было желание всё это запоминать, зарисовывать.

***

Появились новые машины, по-новому строятся дома. Пришла пора и нам пересмотреть понятие того прекрасного, которое в ряде случаев устарело… Многие художники до сих пор считают, что истрёпанная, старая, полуразрушенная изба – это живописно, красиво, а новый благоустроенный посёлок – это неживописно… Красивое тесно связано с нашим сегодняшним днём. Мы часто забываем о том, что другим стал и сам человек.

***

Я вижу на повороте автомобиля, как улица понеслась в сторону, стала под особым острым углом. Как огромно поле и мал человек в нём из окна бегущего вагона, и как монументален человек перед этим окном на бегущих полосках от зелёных деревьев, красных пятен построек и бесконечных линий тока высокого напряжения. Я вижу на вираже аэроплана, как земля повисла передо мною рельефным планом. Что человек по старой привычке верх-низ видит, как небо и землю, и что мёртвая петля реально ставит всё наоборот; вы на вашей картине низ решаете кобальтом неба, загружая верх розовыми буграми гор… и что скучный, режущий пополам картину горизонт в лёте проектируется неожиданной диагональю. Далеко внизу, в нужных направлениях тёмной мухой на стекле бегает второй самолёт – живописные планы требуют коррективов и новые главы в учениях о воздушных планах.

***

«Дейнека искал типического и уклонялся от индивидуального. Он изображал людей и избегал человека.

Общее казалось ему важнее индивидуального. За красотой коллектива он не замечал красоты личности». (с) Абрам Эфрос

***

«Александр Дейнека – суровый, резкий, вроде бы, совсем не «детский» художник. Однако он выполнил больше десятка качественных детских книжек, при этом не изменяя себе ни в тематике (труд,
массовые праздники, авиация, армия), ни в плакатной условности колорита и композиции, а нередко – в жёсткости графического почерка и в драматизме». (с) Юрий Герчук

Картинки

В облаках Электромонтер Парад Красной Армии
Название В облаках
Автор Александр Дейнека
Иллюстратор Александр Дейнека
Год издания 2017
Издательство Ад Маргинем
Название Электромонтер
Автор Борис Уральский
Иллюстратор Александр Дейнека
Год издания 1931
Издательство ОГИЗ, Молодая гвардия
Название Парад Красной Армии
Автор Александр Дейнека
Иллюстратор Александр Дейнека
Год издания 1930
Издательство Гиз
Про лошадей
Название Про лошадей
Автор В.Владимиров
Иллюстратор Александр Дейнека
Год издания 1928
Издательство Гиз

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс