Elsa Beskow (1874-1953) — шведская детская писательница и иллюстратор детских книг.
Изучала искусствоведение на факультете искусств Университета-колледжа искусств, ремёсел и дизайна. После выхода ее книги ”Puttes äventyr i Blåbärsskogen” в 1901 году, для которой она также выполнила иллюстрации, к Бесков пришло признание; уже через два года книга была издана на немецком и польском языках, тогда же появилось первое издание на русском — в издательстве Девриена в Санкт-Петербурге появилась книга «Черничный дедка». В нем ее имя фигурировало только как иллюстратора, автором же был указан «дядя Як».
Эльза Бесков иллюстрировала произведения и других авторов — Алисы Тегнер, Амалии Фальстед, Жанны Отердаль.
Сказки можно найти где угодно — в каждой обыденной мелочи. Любые идеи, любые фантазии могут стать ею. Сказки повсюду. Куда бы вы ни шли, они в любой момент могут неожиданно выпрыгнуть на вас, подобно смеющимся, озорным деткам, играющим в прятки…
«Рубеж веков был важнейшим периодом в истории шведской детской книги. В 19 веке скандинавские писатели открыли для себя богатство национального фольклора, что подтолкнуло рождение литературной сказки. Постепенно менялись и педагогические взгляды. Детей не только стали замечать, но и всерьез задумались о том, как сделать воспитание и образование созвучным веяниям времени. Большая роль в этих переменах уделялась детскому чтению. Появилось много альманахов для детей, привлекавших авторов и художников к работе для детской аудитории.
Вот в такое время и вошла в литературу Эльза Бесков. Ее работы были выдержаны в духе идей национального романтизма — художественного течения рубежа 19-20 веков, к которому принадлежали многие скандинавские художники того времени, в том числе Карл Ларсен, оставивший немало зарисовок семейных сцен и сельского быта, а также Йон Бауер — великий художник-сказочник, открывший читателям мир гномов и эльфов».
«В своих книгах Бесков сочетает реальность с вымыслом, миром сказок: дети встречают эльфов и гоблинов, животные умеют разговаривать. Центральной темой её книг является тема отношений между детьми и взрослыми. Сюжеты историй Эльзы Бесков отличаются милой сентиментальностью. Это уютный, почти бесконфликтный сказочный мир, во многом отражающий представления о детстве, какими они были в начале ХХ века. Конфликты в историях условны, никаких трагедий здесь нет. Герои – даже если они сказочные существа – «укоренены» в природе. Все они, как правило, «маленькие» – маленькие эльфы, маленькие гномы, маленькие зверушки. Сюжеты передаются не только в словах, но и в картинках. Собственно, иллюстрации и составляют главное достоинство книжек Бесков. Именно в них и выразилось новаторство шведской писательницы и художницы.
Историк шведской литературы Буэль Вестин считает, что Бесков впервые изобразила мир так, будто он увиден глазами маленького фантастического существа. При взгляде на её персонажей сразу видно, что они принадлежат миру сказки. Все её герои, как правило, заняты своими сказочными делами. А мир вокруг них полон неожиданных деталей и волшебных подробностей. При этом, как пишет Б. Вестин, изображение природы у Бесков «предельно правильно с точки зрения ботаники».
Эльзе принадлежит и создание оригинального макета книжки-картинки: альбомный формат; с одной стороны – цветная иллюстрация во всю страницу, с другой – текст в тонкой чёрной рамке с несколькими небольшими графическими рисунками».
Купить книги с иллюстрациями Elsa Beskow
Принцесса и яблоня | Дети лесного гнома | Tummelisa | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Принцесса и яблоня
|
Название Дети лесного гнома
|
Название Tummelisa
|
Солнечное яйцо | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Солнечное яйцо
|