Вероника Чернышева «Фиктивное солнце»

Иллюстратор Эрик Булатов

Эрик Булатов и лицо русского искусства, Независимая газета, 22.09.2006

Если сплавить Фаворского, Фалька, критику соцреализма, добавить немного Энди Уорхола, картинки, которые всплывают при чтении так называемых писателей-деревенщиков, потом книжки со сказками и картинки к ним из советского детства, вспомнить противников и защитников станковой картины, которая вроде бы должна была умереть, но выжила – то получится творчество известного московского концептуалиста Эрика Булатова, пытавшегося, по его же словам, сплавить взаимоотношение человеческого сознания и идеологической диктатуры. Его-то и представили в Третьяковке на Крымском Валу в минувший вторник.

Событие это стало фактом не только культурной жизни, но и светской. Так случилось, что нет уже давно никакой культурной жизни, которая не становилась бы автоматически жизнью светской. И роптать на этот счет бессмысленно – общее место. Впрочем, что плохого, если среди заядлых любителей большого искусства все чаще встречаются так называемые медийные персонажи? Одним словом, проходило открытие при большом стечении народа. Разговоры в основном были искусствоведческого толка. Например, о том, что у русского искусства на Западе нет своего лица. Последнее более или менее внятное слово, сказанное нами в мировом художественному процессе, – авангардисты начала ХХ века. Но это было давно. Сейчас, по резкому заявлению куратора выставки Булатова Андрея Ерофеева, отечественные художники вроде бы рисовать умеют, а вот выразить им нечего. Чего, конечно, нельзя сказать об Эрике Булатове, которого некогда приютила охочая до русских вынужденных эмигрантов Франция – страна, которая дала художнику возможность зарабатывать на жизнь своим делом.

Итак, среди способных поддержать такие разговоры в ЦДХ были замечены – Дмитрий Александрович Пригов, Светлана Конеген, Дмитрий Маликов, Айдан Салахова, посол Франции в России Жан Кадэ, атташе по культуре посольства Франции в РФ Жоэль Бастенер и другие.

Присутствовал на открытии и сам Эрик Булатов. Художник оказался очень востребован и публикой, и журналистами, а когда-то он совсем не был нужен своей родине. Покинуть Россию один из самых известных московских концептуалистов был вынужден в 1989 году. На родине он должен был иллюстрировать детские книжки, что делал, надо заметить, весьма талантливо, и лишь в свободное от основной работы время творить – писать картины с критикой советской действительности, которые, как художнику тогда казалось, никогда не будут нигде выставлены.

Теперь же все осознали, что творчество Булатова – национальное достояние, и вот его картины в Третьяковке. VIP-гостям – VIP-экскурсия. Сам автор рассказывал первым посетителям своей выставки, что означает, например, громадный герб СССР в вечернем небе: «Это закат эпохи, которая, как всем тогда казалось, не кончится никогда. Это фиктивное солнце». Автор поделился также, что, живя во Франции, он еще больше ощущает себя русским художником. Эрик Булатов признался, что современная Россия его тоже вдохновляет. «Здесь, как мне кажется, идет сейчас очень интересный творческий процесс, в котором, я надеюсь, мне еще удастся поучаствовать. Пока я за ним только наблюдаю».

Чуть позже гости, оставив героя в кругу самых близких друзей, отправились угощаться шампанским и фруктами.

источник
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *