Автор обзора: Евгения Шафферт
Сказ про муравья и великана
Автор Н. Кончаловская
Иллюстратор В. Конашевич
Издательство Мелик-Пашаев
Небольшая история в стихах о жизни и устройстве муравьиной семьи и о том, как семилетний мальчик разрушил муравейник, имеет выраженный социальный и экологический пафос. Автор не играет и не шутит с читателем, а говорит о серьёзных вещах: о том, что каждый делает своё дело, защищает дом, о том, как хорошо и правильно, если всё устроено разумно и по порядку и как плохо было бы это разрушать. В противовес этой серьёзности массу материала для детской фантазии и игры предоставляет иллюстративный ряд, созданный едва ли не самым известным нынешнему читателю советским иллюстратором В. Конашевичем.
На каждой странице книги изображен муравейник «в разрезе», полный самых разных деталей. Рисунки конечно напрочь лишены естественнонаучной достоверности: жилище муравьёв изображено, как маленькое человеческое государство, как будто расположенное внутри горы. Там есть театр, красоте люстры которого позавидует даже Большой театр, в спальнях стоят кровати с розовыми одеялами и пирамидами толстых подушек, загоны для тлей похожи на настоящие коровники с табличками-именами для каждой «коровы», а в больничном отсеке есть операционная, зубоврачебный кабинет и рентген, и никто не посмеет упрекнуть художника, мол, какие у муравьев кости да зубы. Ведь всё это так интересно рассматривать и обнаруживать всё новые и новые детали уютного обустройства!
Эта книга представляет нам творчество «позднего» Конашевича: книга выходила в 1959 г., а художник умер уже в 1963 г. На протяжении жизни манера рисования Конашевича претерпевала эволюцию, но именно поздние его работы лучше всего знакомы любителям детских книг, и, пожалуй, больше всех любимы.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Буква Я
Автор Борис Заходер
Иллюстратор Юрий Узбяков
Издательство Речь
Юрий Узбяков известен любителю советской периодики как постоянный (с 1932 г.) автор карикатур из журнала «Крокодил», также он много рисовал для детских журналов «Мурзилка» и «Весёлые картинки». Он же проиллюстрировал сказку в стихах Бориса Заходера о том, как буква «Я» расхотела стоять в алфавите и решила вести самостоятельную жизнь. Это уже вторая книга художника, изданная в 2015 г.: месяц назад в издательстве «Мелик-Пашаев» вышла небольшая книга С. Маршака «Приключения в дороге» с иллюстрациями Узбякова, которые ни разу не издавалась до сих пор, а сейчас издательство «Речь» выпустило для читателей точную копию книжки, выходившей в издательстве «Детский мир» в 1958 г.
На каждом развороте представлена сложная сюжетная иллюстрация, с множеством деталей и мизансцен. Живые буквы, которых художник снабдил глазами, улыбками, причёсками, головными уборами, а то и руками с ногами, бегают по всей поверхности листа, да ещё и меняют свой цвет от одного разворота к другому. Их сопровождают улыбчивые, карикатурные животные, а в начале и конце приветствуют ученики в старомодной советской школьной форме.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Везучий Борька
Автор А. Гиневский
Иллюстратор Михаил Бычков
Издательство Речь
Творческий союз писателя Александра Гиневского и художника Михаила Бычкова насчитывает уже много лет: первая их совместная книга «Парусам нужен ветер» вышла в издательстве «Детская литература» в 1977 г. Вслед за ней появились ещё четыре. Две из них – «Везучий Борька» и «Летний дождик в декабре» – издательство «Речь» выпустило под одной обложкой в своей серии «Ребята с нашего двора». Нельзя сказать, что в тех книгах ничего не изменилось: художник сверстал новый макет, а возможности современной полиграфии позволили как следует показать иллюстрации Бычкова, полные воздуха и голубого цвета.
В послесловии к книге Бычков так комментирует свою работу: «В иллюстрациях я, не мудрствуя лукаво, рисовал то, что меня окружало. В «Летнем дождике» — ванная и кухня нашей хрущевской квартирки, одна из девочек – моя дочь Таня. В «Везучем Борьке» — мои любимые питерские дворы, где мы, мальчишки с Моховой улицы, носились беззаботной ватагой. На Вовке – школьная форма тех лет. нарисованная мной молочная бочка каждое утро стояла за нашим домом, а грузовик «Вольво» ночевал на соседней улице».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Приключения барона Мюнхаузена
Автор Э. Распэ
Иллюстратор Евгения Двоскина
Издательство АСТ
Истории про Мюнхаузена, собранные Эрихом Распэ и переведённые на русский язык для детей К. Чуковским, уже давно стали у нас традиционным детским чтением. Это однако не мешает иллюстраторам книги находить всё новые и новые интерпретации известного текста. Одну из них представила нам Евгения Двоскина, книгой которой открывается новая серия «Арт-проект» издательства «АСТ».
Иллюстратор не стала рисовать то, что рассказал автор: слишком жестокими показались взрослому художнику рассказы любимого детьми барона. Поэтому Е. Двоскина решила вообразить, будто рассказы Мюнхаузена – это всего лишь детская игра, театрализованное действо, в котором все потешаются от души и конечно же не воспринимают всерьёз разрезанных пополам животных и одиноких слепых свиней. Вот что пишет иллюстратор в своём блоге: «Это такой небольшой сумасшедший дом, это игра в переодевание персонажей, в большое-маленькое, в то, что, когда бедную лисицу бьют кнутом и она от боли выскакивает из шкуры, это всего лишь костюм на молнии и гневные дети вокруг: «драться нехорошо»». Именно поэтому читатели получили совершенно необычного Мюнхаузена: на каждой иллюстрации мы видим множество детей, переодетых в костюмы, вместо реальных пейзажей, на фоне которых проходили приключения барона, — декорации и постройки, призванные изображать то север, то желудок кита, а форзац и нахзац представляют нам театральное закулисье, где все участники действа бегают среди огромного количества реквизита и костюмов.
Единственный взрослый в книге – это сам барон, да и то случайно, ведь первоначальная задумка иллюстратора была совсем другой: «Сначала я думала, что Мюнхаузен будет переодетым ребенком. Который цепляет нос и надевает треуголку. Но издательство попросило, чтобы хоть один взрослый был».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Блошкинс и Фрю – 2. Нежданное путешествие
Автор Анна Никольская
Иллюстратор Галина Зинько
Издательство Клевер-Медиа-Групп
Уже третья совместная книга писательницы Анны Никольской и художницы Галины Зинько выходит в издательстве «Клевер-Медиа-Груп» (в 2014 г. году появились «Кондитерские истории» и «Блошкинс и Фрю из бухты Барахты»). В этой книге Блошкинс и Фрю, которые познакомились в прошлой истории, из-за чего размеренная жизнь скуповатого Блошкинса изменилась самым невероятным образом, отправляются спасать незнакомого пока читателям Прыгобумса.
Если в первой книге Галина Зинько рисовала в основном интерьеры, ведь герои почти и не выходили за порог дома Блошкинса, то здесь будет много пейзажей, на которых читатель видит совершенно сюрреалистичный, слегка сумеречный, но неизменно красивый мир (некоторые, кстати, называют стиль Зинько не сюрреализмом, а «детской готикой»). Поскольку автор не описывает с точностью, как выглядят главные и второстепенные герои, то у иллюстратора была возможность придумать их. Так Блошкинс похож на престарелого антропоморфного пса с бородой, бакенбардами и оленьими рогами, а Фрю – это что-то вроде белой пушистой обезьянки с настоящим лицом.
Все иллюстрации к «Блошкинсу…» — это компьютерная графика, правда художник признаётся, что старается рисовать так, чтобы читатель не мог сразу понять, что это за материал. Наверное, когда это становится очевидным, наш читатель легко признает, что «компьютерные картинки» — это вовсе не плохо, а очень талантливо.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Моя озорная сестрёнка
Автор Дороти Эдвардс
Иллюстратор Ширли Хьюз
Издательство Поляндрия
«Моя озорная сестрёнка» — это серия книг, появившаяся более пятидесяти лет назад, которая за эти годы стала признанной детской классикой. Все истории Дороти Эдвардс проиллюстрировала Ширли Хьюз, при этом книги выдержали множество переизданий, а картинки менялись от издания к изданию: в одних книжках они были чёрно-белыми, в других – цветными. В Советском Союзе первая книга цикла издавалась в середине 80-х гг. прошлого века, а иллюстрации к ней нарисовал Эдуард Гороховский. Только сейчас произведение вышло в свет с оригинальными английскими иллюстрациями, более того, это первое знакомство российских читателей с творчеством Ширли Хьюз в качестве иллюстратора (в издательстве «Поляндрия» уже выходила сказка, для которой Ш. Хьюз выступила автором текста).
Ширли Хьюз создавала иллюстрации в самых разных техниках: литография, акварель, рисунки тушью. Издательство «Поляндрия» представляет читателям чёрно-белые реалистичные картинки к детской повести, выполненные тушью. Хьюз дважды получила медаль Kate Greenway за выдающиеся иллюстрации (в 1977 и 2003 гг.), а также была включена в юбилейный список топ-50 Kate Greenaway Award, в который внесли самых любимых английских художников детской книги.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Юная леди Гот и праздник полной Луны
Автор Крис Ридделл
Иллюстратор Крис Ридделл
Издательство АСТ
Вторую книгу о леди Гот ещё одного дважды лауреата Kate Greenaway Award Криса Ридделла представляет нам издательство «АСТ». Ридделл, который является автором и художником детских книг, а также признанным мастером политической карикатуры, наполняет свои и чужие книги множеством каламбуров, аллюзий, символов и пародий. Готический роман для детей является едва ли не шутливой энциклопедией целого среза английской культуры: отец леди Гот – знаменитый поэт на велосипеде, который слывёт сумасшедшим и развлекается стрельбой из ружья по садовым горшкам, срисован отчасти с лорда Байрона, отчасти – с самого Ридделла, а главная героиня серии – чрезвычайно похожа на леди Байрон, знаменитую создательницу современной информатики, а также на дочь Ридделла Кейт.
Как признаётся сам Ридделл, он создавал историю про леди Гот в первую очередь для собственного веселья, а уж потом – для юных читателей. Ему на самом деле не так уж важно, расшифрует ли читатель все спрятанные в тексте и иллюстрациях подтексты и шутки (хотя именно вторая книга, по словам обозревателя Telegraph, содержит восхитительную пародию на признанных шеф-поваров страны), главное – это получить удовольствие от иллюстраций. В этой книге, как и в предыдущей, они готичные, чёрно-белые, полны смешных деталей и гипертрофированных подробностей. Российский читатель, который уже видел картинки к «Истории о кладбище» Нила Геймана и «Юной леди Гот и призраку мышонка» самого Ридделла, сразу узнает фирменный стиль иллюстратора.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Близняшки Темплтон. Есть идея.
Автор Эллис Вайнер
Иллюстратор Джереми Холмс
Издательство Карьера-Пресс
История о близняшках Темплтон – это не книжка-картинка, а довольно объёмная текстовая история для читателей старше восьми лет, в которой много событий и приключений. Однако мы с полной уверенностью можем сказать, что иллюстратор книги стал практически её соавтором: иллюстрации и дизайн, созданные Джереми Холмсом, составляют не меньше половины успеха самой книги.
Изобретательское мышление, технологии и нестандартные подходы к решению проблем – это едва ли не любимые темы всех современных книг по саморазвитию. О том же самом пытается говорить и автор «Близняшек Темплтон». Джереми Холмс выбрал особый стиль, соответствующий проблематике книги, – здесь много изображений машин и механизмов, люди похожи на роботов, картинки напрочь лишены объёма и отдалённо напоминают чертежи, а сама книга стилизована под фотокопии технических описаний, выполненные методом цианотипии, известного в России, как «синька». Все рисунки книги выдержаны в сине-голубых тонах, детали белого цвета и разных оттенков голубого нарисованы на тёмно-синем фоне, а текст набран тёмно-синим шрифтом на бумаге, тонированной в светло-голубой. На форзаце и нахзаце расположились тёмно-синие винтики, шестерёнки и инструменты, а каждый шмуцтитул, предваряющий главу, представляет собой голубой лист в клетку, с изображением какого-нибудь причудливого механизма или символа.
«Близняшки Темплтон. Есть идея» (2012) — это вторая книга, созданная Холмсом в качестве иллюстратора. За первую авторскую работу «Старушка, которая проглотила муху» (2009), автор получил премию BolognaRagazzi на ежегодной ярмарке детских книг в г. Болонье. Кстати, книга про старушку целых три года ждала своего издателя – никто не хотел брать не укладывающуюся ни в какие стандарты работу начинающего иллюстратора.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Софи в мире цветов. Софи в мире деревьев.
Автор Стефан Каста
Иллюстратор Бу Моссберг
Издательство Белая ворона
Бу Моссберг – признанный мастер ботанической живописи. Из-под его кисти вышли книги об орхидеях, грибах, даже о шмелях Швеции, он рисовал иллюстрации для почти 1000-страничного атласа-определителя цветов Скандинавского полуострова, изданного в 2003 г., и ряда других высокохудожественных справочных изданий. Совместно с писателем Стефаном Кастой он создал серию книг для детей, в которых муравьишка Софи изучает природу, задаёт неожиданные вопросы об окружающем мире и ищет на них ответы. Две из четырех книг серии – о цветах и деревьях – вышли на русском языке, пройдя предварительную редактуру и адаптацию текста, в ходе которой данные книги были приведены в соответствие с природными условиями средней полосы России.
Каждый разворот книги заполнен множеством самых разных искусных акварельных иллюстраций. Здесь изображены реалистичные пейзажи, этапы роста и развития живых организмов, разные части растений (почки, плоды, стебли, лепестки), как того требует текст книги, а также забавные сюжетные сценки с участием муравьишки-натуралиста, которая исследует те или иные аспекты жизни окружающей растительности, то стоя над листками с лупой, то выполняя фигуры высшего пилотажа верхом на листке липы, то дирижируя оркестром из букашек.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Живые спирали
Автор Джойс Сидман
Иллюстратор Бет Кроммес
Издательство Карьера-Пресс
В 2011 г. иллюстратор Бет Кроммес получила медаль Кальдекотта за книгу «Домик в ночи» (The House in the Night) как лучшую иллюстрированную книгу года, однако издательство «Карьера-Пресс» решило начать знакомство российских читателей с творчеством художника с книги, проиллюстрированной на два года позже, – «Живые спирали». Это научно-популярная книжка-картинка, в которой с помощью изображений и небольшого поэтичного текста говорится о значении и красоте спиралевидных вещей в живой и неживой природе. Автор пишет, например, что животные сворачиваются в клубок, чтобы занимать меньше места и сохранять тепло, дикобраз защищается, сворачиваясь в спираль, слон и обезьяна могут очень прочно хвататься, сворачивая спиралью хобот или хвост, а иллюстратор детально изображает всё, о чём говорится в тексте.
Эти изображения выглядят весьма необычно: Кроммес работает в технике скретчборда, очень похожей на граттаж, когда лист покрывается слоем белой глины, а затем на нём процарапываются картинки. После этого она раскрашивает свои рисунки, пользуясь авторской техникой, которая позволяет сразу узнать особый стиль художника. Интересно, что Кроммес не сразу пришла к рисованию в этой технике, до этого она более двадцати лет занималась гравюрой, делая рисунки на деревянных досках и отпечатывая с них эстампы. Однако гравюра на дереве показалась художнику слишком трудоёмкой, когда речь идёт об иллюстрациях, поэтому все её детские книги (их всего восемь) нарисованы в технике скретчборда.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Метро на земле и под землей. История железной дороги в картинках
Автор Александра Литвина
Иллюстратор Аня Десницкая
Издательство Пешком в историю
Книга об истории разных видов транспорта, исторически достоверная, научно-популярная в самом лучшем смысле этого слова, и в то же время удивительно красивая и уютная – вот что получилось у издательства «Пешком в историю». Читатели узнают подробности появления метро в Москве и других странах, рассмотрят карты, схемы, устройства разных механизмов.
Молодой художник Аня Десницкая уже хорошо знакома публике. Сначала все любовались её необычайно искусными кукольными домиками («румбоксами»), внутри которых воссоздаются интерьеры потомственных интеллигентов-горожан, заполненные маленькими-премаленькими креслами-качалками, пыльными диванами, портретами Ахматовой и Бродского, книжками, журналами «Новый мир» и конечно комодами и секретерами (на всю эту красоту можно любоваться в ЖЖ Ани Десницкой). Затем Десницкая стала пробовать себя в книжной иллюстрации, и нарисовала картинки для книг «Два трамвая» О. Мандельштама, «Посмотрите – я расту» Б. Алмазова и «Что к чему» В. Фролова (все три вышли в издательстве «Самокат»), а также сборника стихотворений «Инопланетяне у египтян» Э. Шендеровича (издательство «Пешком в историю»).
Стиль автора очень узнаваем: иллюстрации Ани Десницкой многослойные, она использует технику коллажа или создаёт целые инсталляции, на которых картонные человечки, тщательно нарисованные, раскрашенные и вырезанные, занимаются своими делами, например, спешат на вокзал или смотрят на картонные часики, картонные трамваи едут по картонным рельсам, а улицы, собранные из картона и палочек, украшены самыми настоящими деревьями из сухих веток.
Новая книга о транспорте вышла очень разноцветной и радостной. Текст в этой книге играет вспомогательную роль, главное здесь – иллюстрации. Они занимают целый разворот и полны подробностей: на одном мы можем рассмотреть четырнадцать разновидностей велосипедов (и их наездников в соответствующих своему времени костюмах), на другом, посвящённом туннелям, буровую машину, пейзажи Италии и Швейцарии, людей в национальных костюмах и конечно же сами туннели и транспорт внутри них. Некоторые иллюстрации разворачиваются в полноценные панорамы. На них, например, видно, как выглядела Москва до появления метро, и как она изменилась за 90 лет. Читатель этой книги не устанет удивляться, как информативно рисует художник и как рисункам удается быть одновременно достоверными и декоративными.
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.