24.07.2015
В галерее «Ковчег» с 19 августа по 11 октября пройдет выставка Федора Викторовича Лемкуля «Тишка-артист и другие», на которой можно увидеть рукотворные рисунки художника ко многим изданиям.
Выпускник Московского полиграфического техникума 1938 года, художник Федор Викторович Лемкуль прошел долгий творческий путь. Еще на рубеже 1930 – 1940-х он начал профессиональную работу в качестве иллюстратора, сотрудничал с издательством «Детгиз» и студией «Диафильм». В августе 1941 Лемкуль был призван в армию, прошел всю войну и после демобилизации в 1946 вернулся к любимой профессии. Первые книги, полностью им проиллюстрированные, увидели свет в конце 1940-х. В оттепельные 1960-е, в период подъема отечественной книжной иллюстрации, он внес значительный вклад в выработку узнаваемого графического языка этого времени. Впрочем, не менее плодотворными были для мастера и последующие десятилетия; всего же им было оформлено более 130 книг для детей. Федор Лемкуль постоянно сотрудничал с издательствами «Детская литература», «Малыш», «Прогресс», «Молодая гвардия», рисовал для журналов «Мурзилка» и «Пионер». В числе проиллюстрированных им авторов – Марк Твен, Карло Коллоди, Даниил Хармс, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Вениамин Каверин, Юлиан Тувим, Геннадий Цыферов и многие другие.
В начале 1970-х искусствовед Сюзанна Терзибашян писала о художнике: «Лемкуль-сказочник продолжает традиции понимания сказки как особого мира, равно насыщенного вымыслом и реальностью. Этот выдуманный мир всегда преломляется у художника через современность: он наделяет героев жестами, психологически созвучными современности, насыщает обстановку деталями, делающими убедительным происходящее. Язык гиперболы и метафоры привносит в образный строй сказок особую выразительность». О собственном, очень индивидуальном и узнаваемом мире этого автора говорил позднее и его коллега Май Митурич: «Развиваясь, совершенствуясь, художник неизменно сохраняет самобытность созданного им динамичного, полного неожиданностей и парадоксов, но по-своему стройного и гармоничного мира, где его герои существуют среди лемкулевских деревьев, домов, троллейбусов, дружат с лемкулевскими зверями и птицами. Телеграфные столбы – и те такие лемкулевские, что, кажется, по одному изображению столба можно различить художника среди сотен его коллег».