Лучшие иллюстрированные книги августа 2015

Автор обзора: Евгения Шафферт

Бармалей

Автор Корней Чуковский
Иллюстратор Мстислав Добужинский
Издательство Мелик-Пашаев

Историю появления сказки «Бармалей» сам Корней Чуковский записал в знаменитую «Чукоккалу»: «В 1924 году мы бродили с Добужинским по Петроградской стороне. Он нежно любил Петербург, о чем свидетельствуют его поэтические иллюстрации к „Белым ночам” Достоевского и многие другие рисунки. Гуляя, мы вышли на Бармалееву улицу.
— Почему у этой улицы такое название? — спросил я. — Что это был за Бармалей? Любовник Екатерины Второй? Генерал? Вельможа? Придворный лекарь?
— Нет, — уверенно сказал Добужинский. — Это был разбойник. Знаменитый пират. Вот напишите-ка о нем сказку. Он был вот такой. В треуголке, с такими усищами.
И, вынув из кармана альбомчик, Добужинский нарисовал Бармалея. Вернувшись домой, я сочинил сказку об этом разбойнике, а Добужинский украсил ее прелестными своими рисунками. Сказка вышла в издательстве „Радуга”, и теперь это издание редкость».

Мирон Петровский в своей работе «Книги нашего детства» озвучивает ещё несколько версий рождения сказки о разбойнике в Африке, но все они сходятся в одном: именно Добужинскому мы обязаны образом пирата Бармалея, он выступил не просто первым художником сказки Корнея Чуковского, но и её полноценным соавтором.

На этих иллюстрациях Бармалей представлен как темнокожий небритый пират в красной бандане, вооруженный огромными кривыми саблями, а Айболит совершенно не похож на доброго ветеринара в белом халате и шапочке с красным крестом, к которому мы привыкли: перед нами стоит элегантный пузатый джентльмен в жёлтых брюках и элегантном фраке с манишкой. Впервые сказка с иллюстрациями М. Добужинского вышла в 1925 г. в издательстве «Радуга», как уже было указано выше. Впоследствии книжка с этими картинками переиздавалась. Например, в 1983 г. она вышла в серии «Художники детям. Из истории советской детской книги» ленинградского издательства «Художник РСФСР».

М.Добужинский "Бармалей"

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Тройка

Автор Наталья Колпакова
Иллюстратор Татьяна Маврина
Издательство Речь

Короткая сказка в стихах о том, как деревянные игрушки, дед Данила с бабкой Ненилой, отправились из деревни Матрёшкино в город Ванькино-Встанькино, чтобы там людей повидать и себя показать, издается впервые с 1962 г. (тогда она выходила в издательстве «Детгиз»). Иллюстрации тонкой книжки продемонстрируют читателю большое разнообразие народных игрушек, самодельных и деревянных, из разных уголков России.

Издатели сообщают, что книжка печатается полностью с оригинальных рисунков, для современных изданий с иллюстрациями Т. Мавриной это – большая редкость. В этом издании (в отличие от вышедших недавно в издательстве «Нигма» переизданий «Царевны-лягушки» и сказок А. С. Пушкина с её иллюстрациями 40-50-х гг.) перед нами уже вполне узнаваемая, характерная манера Т. Мавриной, с её выраженными грубоватыми линиями, цветовыми пятнами, сюжетами, имеющими много общего с народным искусством лубка, традиционной росписи. Читатели могут увидеть в «Тройке» много общего со знаменитыми мавринскими «Сказочными зверями» и «Сказочной азбукой», нарисованными несколькими годами позже.

Татьяна Маврина по сей день остаётся единственным российским художником-иллюстратором, получившим премию Г.-Х. Андерсена за выдающийся вклад в иллюстрирование детских книг.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Золотая Ригма

Автор Всеволод Сысоев
Иллюстратор Геннадий Павлишин
Издательство Речь

Сборник произведений хабаровского краеведа, натуралиста, путешественника и учёного Всеволода Сысоева с иллюстрациями Геннадия Павлишина издавали неоднократно (в 1983-84 гг., потом в 90-е гг. в двух томах). В книгу включены три большие повести и несколько рассказов, все они посвящены природе и людям Приамурья. Можно сказать, что это – самая известная книга, представляющая нам творчество хабаровского художника. Как сообщают в издательстве «Речь», оригиналы рисунков к «Золотой Ригме» утеряны (в 90-е гг. автор отправил их в московское издательство, и они пропали), так что книгу делали на основании тех печатных материалов, которые сохранились, прежде всего – по изданию 1983 г.

Издание содержит несколько десятков больших полуполосных, полосных и разворотных акварельных иллюстраций, на большинстве из них изображена дикая природа Приамурья. Как рассказывал автор книги, Всеволод Сысоев (который, к слову, считал «Ригму» самой дорогой своему сердцу книгой), «чтобы создать эти правдивые картины природы Приамурья, художнику пришлось в течение нескольких лет путешествовать по девственным лесам края, бродить в царстве тигров и медведей, многие часы проводить в Алма-Атинском зоопарке, где содержатся дальневосточные звери, и делать сотни рисунков, этюдов с натуры, портреты».

Геннадий Павлишин – мастер с мировым именем. Он – народный художник России, обладатель «Золотого яблока» книжной выставки Братиславы и золотой медали Лейпцигской книжной выставки (эти награды были получены за книгу «Амурские сказки»), в Японии Павлишин получил высшую награду сразу в восьми номинациях конкурса «Лучшая книга Японии» за книгу об олене, а в Италии были признаны его работы в мозаичной технике. Павлишин много работал в области научной иллюстрации, создавал альбомы, посвящённые материальной культуре народов Приамурья. Сам художник лучшей своей работой считает книгу «Навстречу времени», посвящённую строительству БАМа (М.: Советская Россия, 1985). На встрече с читателями в дальневосточной научной библиотеке г. Хабаровска Павлишин рассказал, что ботаники обнаружили на одной из картинок книги неизвестный науке цветок, а ведь художник срисовывал растение с натуры.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Сказки

Автор Сакариас Топелиус
Иллюстратор Тамара Юфа
Издательство Речь

Сборник из одиннадцати сказок скандинавского писателя Сакариаса Топелиуса – это первое за многие годы издание с иллюстрациями петрозаводской художницы Тамары Юфы. Перед нами не просто очередное переиздание советского шедевра детской книжной иллюстрации, а полностью переработанная книга: специально для неё художница переделала иллюстрации. В первую очередь это было связано с тем, что живописные оригиналы, с которых печаталось издание 1979 г., не сохранились, и Юфа была категорически против публикации сборника на основе сканированных изображений из прошлого издания. В конечном итоге Тамара Григорьевна согласилась перерисовать книгу по-новому, эта работа заняла почти год. Новые картинки были нарисованы в другом формате, кое-где художница изменила сюжет, фон, а также отказалась от цветочных рамок. Вместо них каждая картинка (все цветные иллюстрации в книге – полосные) заключена в обычную однотонную рамку, соответствующую цветовой гамме конкретной иллюстрации, а титульный лист и заставки выполнены в орнаментально-декоративном стиле, черным контуром, с преобладанием линий и ромбов, что очень перекликается с цветными иллюстрациями, в которых также много ромбических элементов.

Издатели отмечают, что все предыдущие книги с иллюстрациями художницы, выходившие в региональном издательстве «Карелия», значительно уступали качеством оригиналам работ, с чем связано было нежелание художницы вновь обращаться к книжной графике. Однако новые полиграфические возможности и материалы позволили издавать работы Тамары Юфы в достойном виде. В данный момент в издательстве идёт подготовка ещё одной книги с иллюстрациями художницы – сборника скандинавских сказок «Три золотых листочка».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Прелестные приключения

Автор Булат Окуджава
Иллюстратор Евгений Антоненков
Издательство Время

Сказку «Прелестные приключения» Булат Окуджава сочинял для своего сына. Это была не история перед сном, как у Астрид Линдгрен, а история в письмах: Булат Шавлович писал главы сказки от руки крупными печатными буквами, сам же их иллюстрировал и отправлял из Ялты в Москву 5-летнему мальчику. Так поэт пытался приохотить сына к чтению. Поскольку сказка родилась на берегу моря, основное её содержание – это морское приключение. Слегка гротескное, игровое и как будто игрушечное путешествие, в которое автор отправился в компании Крэга Кутенейского барана, Змеи и Фарфорового льва (герои имеют реальных прототипов – это игрушки и сувениры с книжных полок поэта).

В издательской аннотации к новому изданию сказки говорится, будто книга выходила лишь дважды и оба раза – с иллюстрациями автора, но это совершенно не так. Первое издание «Прелестных приключений» появилось в 1971 г. в Грузии с картинками грузинских же художников Эристави и Мирзашвили, а в 1993 г. вышла тонкая книжка на скрепке с замечательными цветными иллюстрациями И. Волковой. Лишь в 2005 г. книжка была издана с иллюстрациями автора, однако незадолго до этого Окуджава сделал новую редакцию «Приключений», которая была издана лишь в формате аудиокниги. Новая редакция ни разу не публиковалась в печатном варианте, и именно этот текст сотрудники мемориального музея Булата Шавловича попросили проиллюстрировать Евгения Антоненкова, который, как сообщает Юнна Мориц, «двигает ушами фантазии живой». Работа началась в 2013 г.

Новые иллюстрации, в отличие от авторских, — цветные. Главный герой-рассказчик удивительно похож на молодого Окуджаву, а пейзажи за окном совершенно крымские – кипарисы на фоне моря, где и родилась эта сказка. Как и в других книгах, оформленных Е. Антоненковым, здесь есть большие полосные иллюстрации, и множество небольших, окруженных текстом цветных картинок, изображающих мизансцены с участием главных героев. Заставки стилизованы под авторские рисунки поэта, а вся книга полна сине-зелёных оттенков, что вполне закономерно, ведь это очень «морская» сказка.

Евгений Антоненков "Прелестные приключения"

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Алиса в стране чудес

Автор Льюис Кэрролл
Иллюстратор Туве Янссон
Издательство Махаон

Кажется, что каждый более-менее известный художник пытался проиллюстрировать сказку Льюиса Кэрролла. Туве Янссон взялась за эту работу в начале 60-х гг. (в Финляндии книга с её картинками впервые вышла в 1963 г.), к этому моменту она была уже знаменитым автором сказочных повестей и комиксов про семейство муми-троллей. Художница нарисовала множество картинок для английской сказки, большинство из них – черно-белые, и только одиннадцать полосных иллюстраций – полноцветные. Начало каждой главы сопровождается широкой картинкой-заставкой, с сюжетом из истории. Многие читатели сразу же заметили, что герои «Алисы» в исполнении Янссон чрезвычайно похожи на выходцев из мира муми-троллей, некоторые так просто перекочевали из одной книги в другую.

«Алиса в стране чудес» — не единственное произведение Кэрролла, которое заинтересовало Туве Янссон как художницу. Известны также её иллюстрации к поэме «Охота на Снарка» (в России книгу с этими картинками выпустило в прошлом году издательство «Albus Corvus»). Нынешнее издание – уже второе в России, в прошлый раз «Алиса в стране чудес» с картинками Туве Янссон выходила в 2008 г. в издательстве «Рипол».

Tove Jansson "Алиса в стране чудес"

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

На земле и в океане

Автор Элисон Джей
Иллюстратор Элисон Джей
Издательство Поляндрия

Очередная книга Элисон Джей (ранее в издательстве уже выходили её авторские книжки-картинки «Слушай! Слушай!» и «Прогулка с Луной») посвящена лету, морю и солнцу – всему тому, о чём совсем скоро мы будем скучать. Главный герой книги – маленький мальчик, который живёт на маяке. Он, его домашние животные и прочие любители моря наслаждаются летом и солнцем. Но однажды море вынесло на песок гигантского осьминога. Кто-то испугался морского чудовища, но только не маленький мальчик, который решил спасти гиганта и вернуть его в море.

Элисон Джей не из тех художников, которые постоянно пробуют новое и работают в разных техниках и стилях, скорее наоборот, она очень узнаваема. Каждая её картинка — это сцена с множеством деталей, выполненная яркими, контрастными, очень жизнерадостными цветами, с характерными трещинками по всему рисунку. В отличие от многих современных иллюстраторов, Элисон совершенно не использует в своей работе компьютер (в одном из интервью она призналась, что всё-таки купила себе графический планшет, но он так и остался лежать не распакованным). Все иллюстрации она рисует на бумаге, начиная с карандашного наброска на небольшом листке. Придумав общую композицию и персонажей, которые расположатся на книжном развороте, художница раскрашивает картинку, начиная с неба, от фона к основным деталям. Во всех работах используются одни и те же материалы: сначала бумага раскрашивается быстросохнущей масляной краской, затем, после одобрения издателя, картинка покрывается специальным кракелюрным лаком, благодаря чему и появляются знаменитые трещинки, ставшие своего рода визитной карточкой иллюстратора. Ещё одним характерным признаком иллюстраций Элисон Джей являются причудливые пропорции лица и тела при изображении человеческих фигур.

Элисон Джей иллюстрирует детские книги уже около двадцати лет. За это время она нарисовала иллюстрации примерно для трех десятков книжек-картинок и полутора десятков картонных книжек для самых маленьких. Джей отметилась и в классических сюжетах: были изданы «Щелкунчик» и «Алиса в стране чудес» с её иллюстрациями. Авторская книжка-картинка «На земле и в океане» была нарисована по заказу издательства и впервые вышла летом 2014 г. Спустя год, она издается на русском языке.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Рождественская песнь

Автор Чарльз Диккенс
Иллюстратор Роберт Инноченти
Издательство Эксмо

Итальянский художник Роберто Инноченти – один из немногих лауреатов премии Г.-Х. Андерсена, так и не получивших академического образования. Да что говорить об обучении живописи, если Инноченти даже школу не успел окончить: слишком рано начал работать. Рисовать он учился самостоятельно, работая в студии анимации. А уже в 70-е гг. стал известен как иллюстратор детских сказок, когда вышла сказка «Золушка» с его картинками. С тех пор он проиллюстрировал целый ряд классических текстов из золотого фонда мировой детской литературы, в том числе «Рождественскую песнь в прозе» Чарльза Диккенса, классический святочный рассказ о том, как скупец и скряга дядюшка Скрудж встречается с духами Рождества и осознает, как важно делать добро и делиться со своими ближними. На английском языке книга с его иллюстрациями впервые публикуется в 1990 г., а сейчас, спустя 25 лет, она выходит в подарочной серии издательства «Эксмо».

Характерная черта иллюстраций Инноченти – почти фотографическая точность изображений, воплощенная в акварельном рисунке, – проявилась и в этих иллюстрациях. Интересно, что большая часть картинок выполнена ограниченным количеством цветов, художник сосредоточился на разных оттенках коричневого, и редких вкраплениях белого – дело ведь происходит зимой. Сумрачная атмосфера иллюстраций позволяет читателю лучше понять тёмный и затхлый внутренний мир дядюшки Скруджа, и многоцветный радостный рождественский праздник, возникающий вдруг среди темных сцен, выглядит неожиданно контрастно.

Российские читатели знакомы с творчеством этого художника. Несколько лет назад в том же самом издательстве уже выходили «Приключения Пиноккио» и «Щелкунчик» с иллюстрациями Инноченти, а в этом году издательство «Пешком в историю» представило книжку-картинку Патрика Дж. Льюиса «Старый дом», в которой Инноченти изобразил, как меняется дом на протяжении сотни лет. К сожалению, российские издатели пока не обращали внимания на авторские книги Инноченти о Холокосте, «Белую Розу» и «Историю Эрики».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Джейн, лиса и я

Автор Фанни Брит
Иллюстратор Изабель Арсено
Издательство Albus Corvus

Изабель Арсено – известный канадский иллюстратор детских книг и графических романов, она трижды лауреат канадской премии Governor General’s Award, а New York Times дважды называл её книги среди лучших иллюстрированных книжек года. Российские читатели впервые знакомятся с её творчеством по книге «Джейн, лиса и я», главная героиня которой – девочка, ставшая объектом травли одноклассниц. Девочка страдает от буллинга, жизнь превращается для неё в пытку, спасением от которой становятся книга «Джейн Эйр», настоящая рыжая лиса и новая подруга Жеральдин. Впервые книга вышла во Франции в 2011 г. Несмотря на то, что это очень личная история (автор сочинял её, основываясь на собственном непростом детском опыте), и автор с художником затруднялись определить, для какой именно аудитории они её создают, книга завоевала множество литературных премий и переведена на дюжину языков.

По словам Изабель, она очень давно мечтала нарисовать объемный графический роман. В тексте Фанни Брит её привлекла многоплановость повествования: надо было изобразить жизнь девочки в школе, а ещё её внутренние переживания, когда она читает роман Шарлотты Бронте. Чтобы отразить эти два уровня повествования, иллюстратор решила чередовать чёрно-белые страницы с цветными рисунками. Карандашом была нарисована школьная история, а то, что происходило в воображении во время чтения романа – цветными чернилами. В конце, когда история с буллингом находит реальный позитивный исход, два разных стиля как будто объединяются: на чёрно-белых страницах появляются цветные акценты и детали, рисунки становятся более жизнерадостными.

Во всех работах Изабель Арсено много белого пространства, а основным цветом остаётся серый, ей нравится выбирать яркие цвета и противопоставлять редкие цветные детали разным оттенкам серого цвета. Так она подчеркивает изменения в эмоциональном мире героев, обозначает новые сюжетные линии, обращает внимание читателя на то, что ей кажется важным. Обычно она работает карандашами, углем и черными чернилами, а для цветных изображений использует акварель и гуашь.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Большая книга природы

Автор Никола Дэвис
Иллюстратор Марк Херлд
Издательство Манн, Иванов и Фербер

«Большая книга природы» лишь с первого взгляда кажется очередной красивой познавательной книжкой про лес и времена года, а на самом деле энциклопедическая информация там соседствует со стихотворениями о природе. В книге очень мало текста, внимание читателя сосредотачивается в первую очередь на иллюстрациях. Эти яркие, разноцветные картинки выполнены в технике коллажа с использованием очень широкого спектра материалов и техник. Художник Марк Херлд рисует на бумаге пастелью, цветными карандашами, акварелью и тушью, затем дополняет композицию другими рисунками, наклеивая их сверху, а также деталями из текстиля и природных материалов. Заголовки выполнены авторским рукописным шрифтом.

Несмотря на то, что Херлд – живописец (он изучал научную иллюстрацию в Школе искусств Глазго и в Королевском колледже), профессиональные премии он получает в области дизайна. Например, в 2012 г. он был отмечен Elle Deco British Design Award 2012 за дизайн обоев «Harvest Hare». Вот как Херлд описывает самого себя: «Мастер коллажей, гравер, дизайнер того и другого, и коллекционер барахла», спектр его занятий чрезвычайно широк: кроме оформления книг, он занимается дизайном тканей, обоев и интерьеров, росписью керамики и литографией. Источником вдохновения художник называет растительный и животный мир Великобритании.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон

 

Собор. Замок.

Автор Дэвид Маколи
Иллюстратор Дэвид Маколи
Издательство Добрая книга

Дэвид Маколи – знаменитый художник, автор научно-популярных книг, программ и документальных фильмов, а также архитектор. Большинство его книг посвящены рассказу об архитектуре, строительстве и внутреннем устройстве механизмов. Издательство «Добрая книга» представляет читателям две его известнейшие работы, авторские книги «Собор» и «Замок», правда не в их первоначальном, чёрно-белом варианте, а в более позднем, полноцветном.

Книга «Собор» появилась в 1973 г., в следующем году она стала лауреатом Caldecott Honor (спустя 5 лет ту же самую награду получит книга «Замок», а в 1991 г. Маколи получит Медаль Калдекотта за книжку «Белое и черное»). В этой книге жители вымышленного французского города Chutreaux в середине XIII в. начинают строительство готического собора. Глава за главой Маколи объясняет, а главное подробнейшим образом рисует, все нюансы строительства: как выглядят рабочие, какие инструменты нужны им на стройке, каким образом укладывался фундамент, с помощью каких технологий в XIII в. делали окна почти 20-метровой высоты, каким образом поднимали строительные блоки на большую высоту и многое другое.

Книга «Замок», опубликованная в 1978 г., демонстрирует читателям процесс строительства другого вымышленного сооружения, замка, возводившегося якобы с 1283 по 1288 в Уэльсе. Считается, что большую часть макета и архитектурных особенностей Маколи заимствовал у реального Harlech Castle, хотя его «замок» напоминает множество валлийских замков того периода. Читатель видит на изображениях книги архитектурные особенности города-крепости этого периода, знакомится с историческим контекстом и эволюцией традиций строительства.

Смотреть иллюстрации
Купить книги Лабиринт | Озон

 

Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *