Автор обзора: Евгения Шафферт
Сказочные звери
Автор Татьяна Маврина
Иллюстратор Татьяна Маврина
Издательство Нигма
Творчество Татьяны Мавриной не нуждается ни в дополнительных представлениях, ни в сторонних описаниях – с картинками единственного российского лауреата медали Андерсена знакомы все. Издательство «Нигма» в очередной раз переиздаёт известную авторскую книгу «Сказочные звери», первое издание которой состоялось в 1965 г. В 1966 г. художница получила за эту книгу первую премию на Международной выставке книжной графики в Брно.
На каждой странице нарисован сказочный зверь – персонаж русских народных сказок: петух, заяц, лиса, козлик, волк, мишка, кот. Обложку украшает тот же самый знаменитый мавринский кот, сидящий в цветах. Рисунок, полный ярких красок, в характерной размашистой манере художницы, занимает целую полосу, а на второй половине разворота помещен небольшой комментарий, написанный авторским шрифтом и открывающийся красивой буквицей, а также еще один рисунок животного, графический, однотонный.
Радует, что «Нигме» удалось издать практически идеальную книжку: вместо дорогого и тяжелого подарочного издания для коллекционеров редакторы остановили выбор на тонкой книжке на скрепке, повторяющей советское издание. При этом качество осталось на высоте: «Сказочные звери» были отпечатаны в Латвии.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Сказки
Автор Братья Гримм
Иллюстратор Борис Забирохин
Издательство Детгиз
Очередной сборник сказок братьев Гримм получился по-настоящему выдающимся. Во-первых, он представляет читателям сорок семь сказок братьев Гримм в пересказе А. Введенского под редакцией С. Маршака – это самый полный сборник, изданный в последние годы (до этого подобный масштабный сборник выходил в 1936 г.). Составители сделали книгу для всей семьи: в самом начале поместили сказки для маленьких детей, а ближе к концу книга «взрослеет», сказки делаются сложней и страшней. Во-вторых, перед нами очередная серия иллюстраций выдающего художника Бориса Забирохина.
В книге представлено два десятка полосных однотонных (в коричневых тонах) иллюстраций и более сорока небольших круглых картинок-заставок, открывающих каждую сказку. По-видимому, перед нами опять работы, выполненные в любимой технике художника – литографии. Сказочные звери и чудовища напомнят читателю о любимом сборнике народных сказок в пересказе Афанасьева (того самого, за который художник был удостоен высшей награды на Биеналле в Братиславе), и это не случайно, ведь сам Борис Забирохин считает, что «…истоки современных крестьянских верований, которые я наблюдал с детства и которые меня интересуют и сейчас, уходят в глубокую древность, в единую культуру европейских народов. Низшая демонология у скандинавских племен, славян, древних греков перекликается: духи очага, леса, воды и огня едины…». На этих иллюстрациях есть не только сказочные звери: кокетливая лиса с зонтиком и симпатичный кот, но и самый настоящий черт, необычайно страшная ведьма, двое повешенных, что лишний раз подтверждает нам: сказки – это не только детское чтение.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Храбрый портняжка
Автор Братья Гримм
Иллюстратор Антон Ломаев
Издательство Азбука
Один-два раза в год питерские издательства радуют нас очередной книжкой-картинкой в исполнении Антона Ломаева. Художник берет известную классическую сказку, которую до него рисовали уже десятки самых выдающихся мастеров, и каждый раз у него получается неповторимый яркий шедевр. Впрочем, в том, что касается яркости, Ломаев может быть разным, вспомним хотя бы недавнее издание «Убить пересмешника». Но в «Храбром портняжке» никакой строгой графики, здесь мы видим привычное сочетание юмора с изяществом и разноцветные рисунки.
Как обычно, на каждой странице Антон Ломаев изображает целый мир, дополняя небогатый подробностями классический текст сказки. По улицам шествует множество горожан всех возрастов в средневековых нарядах, обычные мухи превратились в рыцарей со шпагами и в доспехах, а в разноцветном королевском войске Ломаев, кажется, нарисовал каждого из сотни воинов.
Несмотря на то, что стиль Антона Ломаев очень узнаваем, в каждой очередной сказке читатель заметит что-то особенное. В сказке «Храбрый портняжка» чрезвычайно важен размер – маленький портняжка путешествует и постоянно вынужден сталкиваться и мериться силой и хитростью то с великанами, то с огромными сказочными животными, так что он сам как будто постоянно меняется в размерах, то кажется очень маленьким, а то как будто вырастает до самого неба. Может поэтому в композиции некоторых разворотов, представляющих нам портретные изображения портняжки, ярко-жёлтая земля, окружающая маленького героя, встречается с ярко-синим небом, именно оттуда прилетают мухи-рыцари, положившие начало серии чудесных побед портняжки. Интересно, что не всегда это небо сверху, как в разворотах с великанами, порой оно изображено сбоку, а в конце так и вовсе окружает портняжку, как на средневековой иллюстрации. Обращают на себя внимание форзац и нахзац издания: в отличие от самой книги, они нарисованы коричнево-серым, в палитре сепии, другие цвета появляются в книге постепенно, на титульной странице они ещё слегка приглушенные, а вот с началом сказки начинают сиять.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Храбрый Иссумбоси
Автор японские народные сказки
Иллюстратор Александра Пономарева
Издательство Дельфин
Сборник японских сказок в классических переводах Н. Ходзы и В. Марковой вышел в новом издательстве «Дельфин», заявившем о себе в самом конце прошлого года. Этой книгой издательство представляет читателям нового иллюстратора – Александру Пономареву, выпускницу Московского института печати, одну из учениц любимого читателями Бориса Диодорова. Японская тема давно звучит в творчестве молодой художницы: в 2010 г. она была награждена дипломом Союза художников России по результатам Всероссийской художественной выставки «Молодые художники России» в ноябре 2010 г. за серию «Японские мотивы», нарисованную в 2009 г.
В 2011-2012 гг. продолжилась серия картин к народным японским сказкам, которые вошли в новое издание. Девять японских сказок проиллюстрированы в технике цветной автолитографии, в которой в отличие от репродукционной литографии, рисунок на камень наносится самим автором. Сказки сопровождаются полосными и двухполосными иллюстрациями, занимающими целый разворот. Кроме этого, художницей были созданы красивые иллюстрации-заставки, которыми открывается каждая следующая сказка.
Надо сказать, что японским сказкам очевидно везёт в России с художниками. С этим материалом работали такие выдающиеся мастера, как Николай Кочергин и Май Митурич, Геннадий Калиновский и Кирилл Челушкин, что до сказки про находчивого малыша Иссумбоси, то её издание 1982 г. с иллюстрациями Е. Антимоновой до сих пор кажется образцовым. Новая книга становится достойным продолжением этого ряда.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Карусель
Автор Борис Пастернак
Иллюстратор Нана Тотибадзе
Издательство Махаон
В аннотации к книге написано, что детские стихотворения Бориса Пастернака (а их всего два) не переиздавались отдельными книжками с 1920-х гг., но это, конечно, неправда: ещё два года назад в ОГИ вышел 48-страничный сборник «Зверинец», куда вошла также «Карусель», с иллюстрациями Светланы Ивановой. Книгу издательства «Махаон» проиллюстрировала молодая художница Нана Тотибадзе.
Иллюстрации Тотибадзе как будто немного в «ретро-стиле», они отсылают нас к советской книжной графике, той традиции, которая зарождалась в детских журналах в 20-е гг. и развернулась в творчестве Лебедева и его учеников – Васнецова, Чарушина, Курдова, особенно это касается стихотворения «Зверинец». Художница не рисует фоны и опускает детали повседневной жизни, сосредотачиваясь в большинстве композиций на живых персонажах и тех объектах, которые для них важны. Изображения четкие и лаконичные, детальные и реалистичные, фигуры детей и животных наполнены эмоциями, при этом многие люди изображены комично, а вот животные наоборот реалистично.
Нана Тотибадзе – художник в третьем поколении, выпускница Высшей школы графического дизайна. До сих пор читатели были знакомы лишь с одной ее работой – небольшими однотонными рисунками, сделанными для взрослой книги Е. Кронгауз «Я плохая мать?»
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Чашка по-английски
Автор Григорий Кружков
Иллюстратор Евгений Антоненков
Издательство Нигма
Прошлый год порадовал поклонников художника Евгения Антоненкова целой коллекцией новых иллюстраций. Кажется, в 2015 г. Антоненков поработал со всеми более-менее примечательными издательствами: читатели совершенно по-новому увидели сказку Д. Р. Р. Толкина «Роверандом» (АСТ), сказку С. Хопп «Волшебный мелок» (Речь), сказку Б. Окуджавы «Прелестные приключения» (Время) и сборник стихотворений Григория Кружкова «Спрут Кальмарыч Осьминог» (Октопус). 2016 г. начинается у Антоненкова с издательством «Нигма», именно у них вышло новое издание сборника стихотворений Г. Кружкова, созданных по мотивам текстов Спайка Миллигана. В прошлый раз этот сборник выходил в 1991 г. с иллюстрациями Андрея Бондаренко. Впрочем, в новом издании стихотворений меньше, они выстроены в совершенно иной последовательности и куда-то делась прозаическая «Грустно-весёлая история про лысого льва».
Вряд ли кто-то усомнится в том, что именно манере Антоненкова хорошо подходят эти стихи с абсурдом, в конце концов, именно он у нас признанный мастер фантасмагории, фантазии и эксперимента. В его иллюстрациях яркие цвета, много нелепых и смешных персонажей, которые без конца двигаются и сразу несколько собственных сюжетов, которые подчас дополняют основной текст. По словам художника, черно-белые наброски рисунка он делает на компьютере, а вот цветные иллюстрации рисует вручную. Макет книги тоже, как правило, придумывает самостоятельно, благодаря чему книжка получается гармоничной. В этой художник ничем не удивит своих давних поклонников – он всё тот же узнаваемый Антоненков, хотя нельзя не отметить, что обложка «с антиподами и антипатами» получилась отменная и очень даже английская.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Как Дятел Сову спас
Автор Брайан Уайлдсмит
Иллюстратор Брайан Уайлдсмит
Издательство Вектор
Книжка-картинка о том, как дятел преодолел личную неприязнь и спас от беды свою соседку сову, впервые была издана в 1971 г. Вообще большинство книжек-картинок Уайлдсмита имеют, что называется, «мораль», некоторые из его историй представляют собой авторские интерпретации известных басен, другие просто стилизованы под них. Есть у них ещё одна общая черта: буйство красок, отсутствие четких границ в деталях и чрезвычайно сложная композиция, порой создающие ложное ощущение неряшливости или даже «радужного взрыва». Особенно удаются автору животные и птицы: они изображены в неповторимой, карикатурной манере и в то же время очень узнаваемы. Его лисам и совам совершенно не нужно наряжаться в человеческую одежду, чтобы продемонстрировать яркий характер и индивидуальность: это получается с помощью красок, оттенков, выражений морды и мимики персонажей.
На сегодняшний день Уайлдсмит проиллюстрировал уже более 80 книг. Первая – авторский алфавит – появилась в 1962 г. и сразу же выиграла медаль Кейт Гринуэй. Автор по сей день считает именно эту книгу лучше своей работой. «Тогда, во времена Битлз и Карнаби-Стрит, в Великобритании началась новая креативная эпоха, и эта книга стала началом творческой экспансии детской литературы», — отмечает художник. Впоследствии целый ряд его книжек-картинок, в том числе история про сову и дятла, номинировались на эту награду, а сам Уалдсмит дважды выдвигался в качестве соискателя медали Андерсена. Сегодня художник живет с семьей на юге Франции, а его книги издаются по всему миру. Особенно он популярен в Японии, там с 1994 г. работает его музей.
Для российских читателей это уже второе знакомство с творчеством художника, в 2014 г. в издательстве АСТ уже выходил сборник его историй с очень справедливым названием «Яркие сказки».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Гарольд. Лисенок, который всех перехитрил
Автор Клаудиа Болдт
Иллюстратор Клаудиа Болдт
Издательство Манн, Иванов и Фербер
Книжка-картинка про лисенка Гарольда, который по какой-то причине не любил кур, почти как Людвиг Четырнадцатый из истории Экхольма, зато мечтал стать детективом, вышла в России практически одновременно с оригинальным изданием. В чем нельзя упрекнуть автора, так это в пренебрежении к палитре: где ещё вы увидите деревья всех цветов, в крапинку и в полоску, да ещё и на голубом или другом ярком фоне? На плоских, как в детских рисунках, изображениях, происходит масса событий, как и положено книжке-картинке, основные из которых – усилия Гарольда по спасению курицы. Книга вышла в рамках издательской программы по продвижению самых ярких современных иллюстраторов лондонской галереи современного искусства Тейт.
Клудиа Болдт живет и работает в Лондоне. По словам художницы, она любит экспериментировать, работает как на компьютере, так и на холсте, и использует самые разные материалы и техники, от цветных карандашей до линогравюры. На ее счету уже пять авторских книжек-картинок, две из которых появились на свет в издательстве галереи Тейт.
Любимая тема художницы – весёлый абсурд. В 2011 г. она была признана одним из десяти лучших молодых иллюстраторов, удостоившись премии Booktrust Best New Illustrators Award 2011, ее книги были включены в каталог «Белые вороны».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Кошки Дремучего леса
Автор Чарльз де Линт
Иллюстратор Чарльз Весс
Издательство Азбука
Фэнтези для подростков, отсылающее читателей к ирландскому и индейскому фольклору и вместе с тем совершенно оригинальное, опубликовали с иллюстрациями оригинального издания. И правильно сделали – с другими иллюстрациями это была бы совершенно другая книга! Здесь же сочетание зеленого леса и изящных животных, мифологических персонажей и рыжеволосой героини создает сказочную и очень летнюю атмосферу.
Чарльз Весс – известный американский художник сказок, мифов и фэнтези, в творчестве которого видны отголоски иллюстраций Артура Рэкхема, комиксов Хэла Фостера, живописи Альфонса Мухи и стиля модерн. Нередко Весс подолгу работает с одним и тем же автором, иллюстрируя целый ряд его книг, как это случилось, например, с Нилом Гейманом (в России издавались их совместные книги – «Черничная девочка», «Звездная пыль», «Страна снов», «Книги магии») и с Чарльзом де Линтом, которого российские читатели давно уже знают и любят как автора увлекательного фэнтези для юных. Чарльз Весс неоднократно становился лауреатом специальных премий как художник фантастической литературы: в 2009, 2011 и 2014 он был назван лучшим художником в рамках Всемирной премии фэнтези, а в 2005 и 2006 гг. становился победителем в одной из номинаций премии Чесли, одной из всемирно известных наград в области визуального искусства на фантастические темы.
У книги «Кошки Дремучего леса» есть продолжение, поклонники автора и художника наверняка надеются увидеть его в скором времени на русском языке.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Историум
Автор Джо Нельсон
Иллюстратор Ричард Уилкинсон
Издательство Махаон
Перед нами визуальная энциклопедия рисованных артефактов древних цивилизаций. Авторы воспроизводят стилистику музейной витрины: в определенном порядке на контрастном фоне расположены статуэтки, детали костюмов, предметы культа и предметы быта и прочие экспонаты, которые посетители видят в любом историческом музее. В книге шесть разделов, главы обозначены по географическому признаку: Африка, Америка, Азия, Европа, Ближний Восток и Океания. В книге представлено лишь древнейшее прошлое человечества, и российских читателей может несколько расстроить тот факт, что находок времён Древней Руси в книге не представлено.
Художник книги – англичанин Ричард Уилкинсон – это новое имя для поклонников детской книги. Он работает иллюстратором с 2006 г., но чаще всего для журналов или в качестве художника и дизайнера обложек: его обложки и внутренние иллюстрации можно увидеть в таких изданиях, как TIME Magazine, New Scientist и The Telegraph, также он сотрудничает с целым рядом крупных издательских домов.
Это уже вторая книга-музей своеобразной серии, начатой книгой «Анималиум» (книга вышла на русском языке в позапрошлом году в издательстве «Махаон»). Иллюстратором «Анималиума» была Кейти Скотт. Она же нарисовала третью книгу этой серии, посвященную артефактам эволюции живой природы. Издательство «Махаон» пока не делилось своими планами по поводу её публикации на русском языке.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.