Автор обзора: Евгения Шафферт
Про больших и маленьких
Автор Георгий Ладонщиков
Иллюстратор Вера Павлова
Издательство Нигма
Переиздание объемного (94 страницы) сборника стихотворений Георгия Ладонщикова появилось через четверть века после первого издания. Видимо, немалую роль здесь сыграла любовь читателей к творчеству Веры Павловой: вот уже третья книга с её картинками выходит в 2016 г. (первые две представило издательство «Речь»).
В книге нежные акварельные иллюстрации, полосные и маленькие, расположенные на полях текста. Художница не боится темного контрастного фона и рисует многочисленных добрых людей, а также пушистых и мохнатых зверей на фоне серых брёвен, синих сумерек, фиолетового ночного снега или ярко-оранжевой осени. Плоские изображения, как обычно, расположены в несколько уровней, так что создаётся своеобразная перспектива, расширенное пространство, напоминающее нам о традициях русской провинциальной народной иконописи или книжной миниатюры.
Циклы стихотворений Ладонщикова, помещённые в книге, издавались задолго до этого, с совершенно другими картинками. Взять, например, сборник 1970 г. с иллюстрациями Нины Носкович: в нём картинки идеально соответствуют тексту, назидательные, бодрые строчки о трудящихся советских людях и радостных советских детях сопровождаются обаятельными рисунками с изображениями мамы-сварщика, юных колхозников и сапожников, мальчиков в буденовках с токарными инструментами в руках и монтёра, висящего на электрическом столбе. Если сравнить это издание с тем сборником, который в 1990 г. проиллюстрировала Вера Павлова, можно удивиться, насколько по-разному художники выделяют главное. Павлова не рисует маму-сварщика за работой к стихотворению «Звёздочка» – у неё на иллюстрации элегантная рыжеволосая мама на каблуках и под зонтиком спешит сквозь осень и дождь, она не изображает линейного монтёра за работой, зато на иллюстрации есть заснеженная деревня и лыжник (попробуй, догадайся, что это – монтёр), а когда речь пошла о пограничниках, то Павлова и вовсе ограничивается декоративной веточкой. Зато деревня, лес, сказочные звери в хороводе мелькают на каждой странице! Пожалуй, её иллюстрации порой контрастируют с текстами, не идут вслед за ними, а как будто немного спорят.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
О глупом мышонке
Автор Самуил Маршак
Иллюстратор Владимир Лебедев
Издательство Мелик-Пашаев
Творческий тандем Самуила Маршака и Владимира Лебедева – это очевидно прекрасно и бесспорно авторитетно для всех, кто хоть что-то понимает в детской книге. Издатели не перестают напоминать об этом читателям: у «Мелик-Пашаева» вышло очередное переиздание «Сказки о глупом мышонке», в котором бережно, с оригиналов иллюстраций, публикуются работы В. Лебедева, созданные 90 лет назад (сейчас рисунки хранятся в Русском музее в г. Санкт-Петербурге). Издатели отмечают, что «книга издавалась 12 раз, вплоть до 1945 года. Еще одно переиздание состоялось в 1982 году, в серии «Художники детям». Однако иллюстрации во всех этих книгах хотя и похожи на оригиналы, созданные художником, но выглядят более условными, плакатными. Известно, что в типографиях вплоть до 90-х годов рисунки сильно ретушировали и упрощали, приспосабливая их под существующие возможности полиграфии. Видимо, иллюстрации Лебедева подверглись той же процедуре – были переведены из тоновых в штриховые». Впервые читатели могут увидеть эти иллюстрации во всей их сложности.
Как известно, Лебедев в детской иллюстрации выступал за уход от стилизации в пользу достоверности и конкретности, что в полной мере отразилось в иллюстрациях к «Глупому мышонку». Животные здесь как будто из пособия по зоологии, с сохранением натуральной окраски и пропорций. Рядом с героем-животным изображен любимый корм, и только кошка, единственный хищник, повинный в исчезновении мышонка, нарисована в платье, выделяющем её из всех остальных «нянек»: ведь она только притворяется доброй и заботливой!
Кстати, совместное творчество Маршака и Лебедева настолько примечательно для истории детской литературы и культуры в целом, что само стало сюжетом для детской книги: в 1983 г. в издательстве «Детская литература» вышла книжка Нины Шантыко, проиллюстрированная В. Перцовым, для младших читателей «Когда стихи дружат с картинками», в которой рассказывалось о совместной работе писателя и художника, проводился глубокий и вместе с тем понятный ребенку искусствоведческий анализ иллюстраций Лебедева.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Призрак Карла Маркса
Автор Ронан Декалан
Иллюстратор Мари Донатьен
Издательство Ад Маргинем
Продолжение традиций агитационного плаката в стиле конструктивизма и детской иллюстрации, заданных В. Лебедевым и его школой, мы можем видеть не только в отечественной литературе, но и в зарубежных книгах. Ярким примером тут является новая книга французского писателя Ронана Декалана «Призрак Карла Маркса», написанная в жанре «философия для детей». Впрочем, может быть здесь уместнее было бы говорить не о развитии традиции, а о стилизации. Книги серии обильно и интересно проиллюстрированы, для каждой из них выбрана своя концепция. Родоначальник диалектического материализма Карл Маркс ассоциируется у издателей серии с русской революцией и В. И. Лениным – именно поэтому художник Мари Донатьен проиллюстрировал историю в стилистике рисунков и плакатов Владимира Лебедева.
В отличие от большинства книг по философии для маленьких, в которых пересказаны идеи и история их возникновения, в книгах серии «Платон и Ко» рассказ о каждой очередной философской доктрине облечён в форму занимательной истории, выдуманной или реальной. «Призрак Карла Маркса» в качестве сюжета предлагает историю силезских крестьян, вынужденных оставить сельское хозяйство и отправиться на заработки в город, и ткачей, которые не смогли конкурировать с машинным производством, нищали и становились тем самым революционным классом, задачей которого философ считал революцию и установление нового, справедливого коммунистического строя.
Художник внимательно идёт за текстом: «новые технологии», изображенные в виде механизмов, шестеренок, заводских труб, паровых двигателей рождают бесконечный поток цифр – капитал. Эти красно-чёрные цифры сопровождают практически каждую картинку, сминая собой поля, вырываясь изо рта капиталиста, вещающего с трибуны, составляя тот повседневный фон жизни, из-за которого условные простые люди лишаются работы и крова. Вереницы красно-чёрных солдат противостоят сине-красным ватагам рабочих в кепках, а элегантный «капитал» в цилиндре и смокинге сидит за столом в кафе. Рисунки гротескны, выразительны, выполнены в ограниченной цветовой палитре.
Для российских читателей это первое знакомство с творчеством Мари Донатьен, проиллюстрировавшем уже с десяток книг в самых разных техниках, от графики и живописи до гравюры, офорта, линогравюры. В серии «Платон и Ко» художник работал также над выпусками, посвящёнными Гераклиту и Эпиктету, выбирая для каждого из них свою неповторимую манеру иллюстрирования.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Зверитория
Автор Адрианна Барман
Иллюстратор Адрианна Барман
Издательство Росмэн
Необычная визуальная энциклопедия животного мира появилась в издательстве «Росмэн»: художница Адрианна Барман из Швейцарии выступила этаким креативным Ламарком нашего времени и сгруппировала животных по самым разным признакам. Мы не увидим в этой энциклопедии привычного деления на хищников и травоядных, млекопитающих и земноводных, здесь представлено деление по уникальным, придуманным самим автором критериям: «синие красавцы», «лучшие прыгуны», «самые умные», «ярко-жёлтые», «чемпионы по нырянию», «нуждаются в охране», «преданы друг другу» и многие другие. 216 страниц, на которых изображено более 600 живых существ, приобретших за века эволюции самые причудливые свойства и способности.
Барман вовсе не пытается быть реалистичной и не представляет читателям акварельные образцы ботанической и зоологической иллюстрации. Её книга выполнена в шуточной, игровой манере. Животные наделены эмоциями и индивидуальностью, они изображены в подчёркнуто гротескном виде, очень яркими контрастными цветами, нередко на фоне столь же декоративного пейзажа, наполненного характерными деталями: норы луговых собачек нарисованы «в разрезе», для леса автор использовал десятки оттенков ярчайшего зелёного, подводные глубины заполнены водой самых разных цветов, кишат кораллами и водорослями.
«Зверитория» была издана в десятках стран и в 2015 г. удостоена премии Schweizer Kinder- und Jugendmedienpreis за революционный подход к созданию справочной литературы. Эта премия вручается раз в два года по решению Швейцарского института детских и молодёжных медиа. Адрианна Барман в 2001 г. окончила факультет графического дизайна, с тех пор рисовала иллюстрации для журнала «Курьер» и других изданий, а с 2007 г. иллюстрировала детские книги.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон
Летчик и Маленький принц
Автор Петр Сис
Иллюстратор Петр Сис
Издательство Карьера-Пресс
Одна из последних книг Петра Сиса «Лётчик и Маленький принц» (первое издание на языке оригинала – 2014 г.) вышла на русском языке. Надо сказать, что интерес к творчеству и биографии Сент-Экзюпери подогревается издателями уже не первый год: к премьере мультфильма в прошлом году вышел добрый десяток новых изданий «Маленького принца», появились биографические книги для взрослых читателей в бессмертной серии «ЖЗЛ» и в новой «Биография великого человека», а для детей опубликована авторская книжка-картинка Михаила Бычкова «Антуан де Сент-Экзюпери. Жизнь как сказка» (издательство «Речь», 2015). Петр Сис также предлагает биографию знаменитого летчика и писателя в жанре книжки-картинки.
Желто-коричневые развороты чередуются с небесно-голубыми, на первых речь идёт о жизни Антуана близко к земле, а на вторых – его полёты над землёй. В чем нельзя упрекнуть Сиса, так это в простоте. Дело даже не в отсутствии на развороте книги пустых мест, тщательной прорисовке объектов и исключительной детальности всех изображений, отсылающих нас то ли к восточному искусству рисования мандалы, то ли к картографии средневековья и Нового времени, а в том, что его рисунки переполнены метафорами. Каждый разворот нужно читать, рассматривать и расшифровывать по-своему, от страницы к странице требуется искать какой-то новый ключ. Например, на одном из них мы знакомимся с людьми и местами, сформировавшими Антуана де Сент-Экзюпери, нарисованными в виде схем-деревьев, даже фон здесь несёт смысловую нагрузку и заполнен важными образами и предметами. Дальше рисунки формируют «ленту времени», расположенную слева-направо или в формате таблицы, каждый из них заключён в полусферу и содержит образ события, нарисованный в техники пуантилизма. Затем коллажи из фотографий и схем самолётов сменяются большой панорамной иллюстрацией, на которой аэроплан Сент-Экзюпери пересекает пустыню, изображённую как живое существо… Это, впрочем, не мешает стилистическому единству всей книги, она удивительно гармонична. Только один разворот выбивается из общего настроения – тот, который изображает начало Второй мировой войны.
Для Петра Сиса это уже не первый опыт иллюстрированной биографии. Он нарисовал книги о Чарльзе Дарвине, Галилео Галилее, Христофоре Колумбе. Обращение к истории автора «Маленького принца» для Сиса неслучайно: он читал эту книгу ещё в раннем детстве в Чехословакии и неоднократно перечитывал во взрослом возрасте. По словам художника, «Маленький принц» сопровождает человека всю жизнь: после эмиграции художник понял, что это история о невероятном мужестве, она даёт человеку надежду, а когда читал книгу собственным маленьким детям, то подумал, будто это невероятно грустный и сентиментальный текст.
Петр Сис – лауреат всех мыслимых профессиональных наград, включая медаль Х.-К. Андерсена (2012). Ранее на русском языке выходили его книги «Стена» (М.: Самокат, 2010) и «Тибет» (М.: МД Медиа, 2011).
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Миссис Бампс крутит педали
Автор Квентин Блейк
Иллюстратор Квентин Блейк
Издательство Мелик-Пашаев
Миссис Армитаж, героиня трёх книжек-картинок Квентина Блейка, в русском переводе превратилась в миссис Бампс. Ключевые слова здесь – «в русском переводе», наконец-то у нас появилась авторская книжка-картинка знаменитого английского художника, иллюстратора и мультипликатора, знакомого нам (да и всему миру) в первую очередь благодаря иллюстрациям к сказкам Роальда Даля.
Первая книга про миссис Бампс появилась в 1987 г. (впоследствии Блейк вернётся к ней, истории про эту героиню будут изданы в 1997 г. и в 2003 г., в каждой книге она будет экспериментировать с каким-нибудь транспортным средством). Эта милая эксцентричная старушка в зелёных бриджах, красном шарфе и очках, с лица которой не сходит улыбка, любит велосипедные прогулки. Она берётся усовершенствовать велосипед: сначала боится задавить ёжиков на дороге и приделывает к нему клаксон, затем решает, что собаке (кстати, собаку зовут Breakspeare, что как-то подозрительно созвучно с Sheakespeare) слишком тяжело бегать вслед за велосипедом, и прикручивает дополнительное сиденье, после снабжает свой транспорт парусом… В конце концов, обычный велосипед превращается в неузнаваемую громоздкую конструкцию, впрочем, миссис Бампс так просто не сдаётся.
Впервые рисунки Блейка появились в юмористическом журнале «Панч» более 60 лет назад, кажется, он всю жизнь рисует смешное и гротескное. По словам самого художника, это не совсем так, хотя для него важно подарить людям радость и помочь им улыбаться, именно поэтому в последние годы он очень много работает в больницах и реабилитационных центрах: рисует на стенах палат и административных помещений оптимистичные рисунки. Художник очень узнаваем, с первого взгляда все его работы примерно такие, как в книжках Роальда Даля: быстрые силуэты тушью, очень детальные и как будто небрежные, иногда раскрашенные сверху акварелью. Более того, у него так много подражателей, что кажется впору объявлять о существовании «блейковского направления» в детской иллюстрации. Впрочем, несмотря на характерную манеру, достаточно взглянуть на трагические изображение в «Sad Book» Майкла Розена или изощрённые картинки для комедии Вольтера «Кандид», над которыми художник работал более шести лет, чтобы понять, каким разным он может быть в изображении эмоций и окружающей обстановки.
Квентин Блейк был удостоен практически всех примечательных специальных наград, включая Медаль Г.-Х. Андерсена (2002 г.)
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Оленьи рога Имогены
Автор Дэвид Смолл
Иллюстратор Дэвид Смолл
Издательство Поляндрия
Издательство «Поляндрия» продолжает знакомить читателей с лучшими образцами книжек-картинок со всего света: в конце апреля издана книга американского писателя и иллюстратора Дэвида Смолла «Оленьи рога Имогены». Смешная история, в которой девочка проснулась рано утром и обнаружила, что у неё на голове выросли прекрасные ветвистые рога, была написана ещё в середине 80-х гг. Книга выполнена в классическом для книжки-картинки увеличенном формате на 32-х страницах, в сдержанной светлой цветовой гамме. На страницах множество смешных мизансцен, изысканные интерьеры и детали, характерные для жизни и быта семьи из условной «американской мечты». Кажется, героиня Имогена – одна из тех, благодаря которым спустя десяток лет появились (и стали крайне популярными) серии книжек про «Изысканную Нэнси», «Девочку Божью Коровку» и «Оттолину». Во всех них мы видим сочетание изящества и юмора, роскошной обстановки и комичных персонажей, развернутых в визуальной истории.
Дэвид Смолл рисует старым добрым способом без использования компьютера – сначала он делает контуры кистью или тушью на хорошей акварельной бумаге, затем добавляет акварель или пастель. Он проиллюстрировал почти пятьдесят книжек-картинок, в некоторых из них он выступал как автор и художник сразу, нарисовал картинки к нескольким повестям и романам (например, именно с его иллюстрациями и обложкой вышла книга Кэти Аппельт «Под крыльцом», впрочем, в России книгу не стали издавать с оригинальными рисунками), выпустил нашумевший графический роман «Stitches». Надо сказать, что Смолл никогда не иллюстрировал книжки для самых маленьких читателей, по его собственному признанию, он плохо понимает, что требуется для подобных книг, что до любимого жанра, то любой другой работе он предпочитает книжку-картинку, хотя нельзя не упомянуть, что его картины регулярно публикуются в журналах, вроде New Yorker.
Книжка «Оленьи рога Имогены» сразу стала бестселлером и до сих пор пользуется популярностью. Впоследствии художник дважды становился лауреатом Caldecott Honor, а в 2001 г. получил Медаль Калдекотта за книгу «Так ты хочешь стать президентом?»
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Гарри Поттер и философский камень
Автор Джоан Роулинг
Иллюстратор Джим Кей
Издательство Махаон
О новом иллюстрированном издании Гарри Поттера кажется говорили весь прошлый год. Вроде бы у английского художника Джима Кея всё получилось, до сих пор звучит хор положительных отзывов о картинках к первой книге истории мальчика, который выжил. В России всё больше ругаются: долгожданный иллюстрированный «Гарри Поттер» выходит у нас в издательстве «Махаон», которое остановилось на весьма спорном переводе Марии Спивак.
Иллюстратору пришлось нелегко: он был не первым, кому пришлось визуализировать мир, придуманный Д. Роулинг, до него это весьма искусно и при тесном участии самого автора сделали кинематографисты. Непросто соревноваться с ними, при условии, что у них миллионные бюджеты и все доступные компьютерные технологии, а у Кея только инструменты художника да пресловутое мусорное ведро («Рисую день и ночь, выкидываю свои работы в помойное ведро и иду спать в надежде, что завтра наступит день, когда какой-нибудь из моих рисунков избежит участи быть погребённым в мусоре. На данный момент, ведро выигрывает у меня со счётом 3-0. Очень надеюсь, что на следующий день мне удастся обогнать его на пару очков»). Художник попытался отойти от канона, заданного фильмами, и придумал панорамы и интерьеры, наполненные цветом и мельчайшими деталями, нарисовал крупные портреты всех персонажей, детально изобразил множество сказочных существ и не забыл про ключевые сцены. Каждая глава открывается изящной, чуть размытой акварельной заставкой, на страницах расположено множество небольших деталей или они просто тонированы в цвет основных иллюстраций главы. Кажется, читателю этой книги теперь вообще не нужно воображение – все, что смог, художник придумал за него и показал на доброй сотне полноцветных иллюстраций.
Джоан Роулинг сама выбрала Джима Кея в качестве иллюстратора Гарри Поттера, взглянув на его обложки. Художник является признанным мастером в области иллюстрации, он оформлял книги самых разных направлений (от детского научпопа до сборника рассказов о Первой мировой войне), а в 2012 г. он получил медаль Кейт Гринуей за иллюстрации к книге Патрика Несса «Голос монстра» (в России выходила также с оригинальными иллюстрациями). Вторая книга цикла – «Гарри Поттер и тайная комната» — выходит на английском языке в октябре 2016 г. Джим Кей проиллюстрирует все семь частей.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Календарь Линнеи
Автор Кристина Бьорк, Лена Андерсон
Иллюстратор Лена Андерсон
Издательство Albus Corvus
Шведский иллюстратор Лена Андерсон – автор десятков книг о прекрасных девочках и природе. Её героини – Майя, Линнея – наблюдают за цветами и деревьями, кормят птиц, помогают животным, бродят вдоль пруда в болотных сапогах на босу ногу, и нет для них плохой погоды или неинтересных вещей в окружающем мире.
Линнея – одна из самых известных героинь Лены Андерсон. Они придумали её вместе с писательницей Кристиной Бьорк, а прообразом черноволосой улыбающейся девочки стала дочь художницы. Сначала появилась колонка в газете, где девочка была главной героиней историй о природе, затем – 5-минутные передачи про лес и сад на телевидении, а в 1982 г. вышла первая книжка – «Календарь Линнеи». На страницах книги девочка в компании с садовником Блумквистом от месяца к месяцу выращивает цветы и растения, помогает живой природе, играет на улице, мастерит поделки из природных материалов и даёт многочисленные советы читателям, от пошаговой инструкции, как плести венок из ромашки, до сложной таблицы, где указано, чем кормить зимних птиц. В 1985 г. появилась вторая книга – «Линнея в саду художника» (её издательство Albus Corvus также выпустило на русском языке), получившая массу премий, в том числе немецкую Jugendliteraturpreis, и переведенная на множество языков.
Рисунки Андерсон – неяркие акварельные пейзажи, в которых есть природа всех времен года, уютные деревенские домики, классическая ботаническая иллюстрация и персонажи с неизменной доброй улыбкой. Все в этих книжках уютно, неторопливо и полно доброты.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт | Озон
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.