9.05.2012
Николай Михайлович Кочергин родился 9 мая 1897 года в селе Всесвятском. Там, где сегодня располагается станция метро «Сокол». После нескольких лет занятий в сельской школе Николай Кочергин был определен в городское училище в Замоскворечье, где учился без особого желания и предпочитал вместо уроков убегать в Третьяковскую галерею или Румянцевский музей.
В 1908 году он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлёкся скульптурой из дерева. Увлёкся настолько серьёзно, что вполне мог стать не художником, а скульптором-резчиком. Всевозможные лешие, домовые и ведьмаки получались у него как живые.
В 1917 году, во время каникул, которые Кочергин проводил в Крыму, знакомые оторвали его от карандашных и акварельных зарисовок, попросив сделать… шахматы. И он их вырезал из дерева, но не простые, а сказочные. Чёрными шахматами стали фигурки зверей, а их королевой — корова с короной на голове. Белые же получились в виде птиц, и пеликаны были офицерами шахматного войска. Эти шахматы очень понравились Максиму Горькому, который в то время тоже отдыхал на юге и видел работу молодого художника.
Следует отметить не устаревшую и поныне замечательную работу художника, выполненную для ленинградского кукольного театра Евгения Деммени «Гулливер в стране лилипутов”. Искусно и остроумно им вырезанные из дерева куклы, уже более полувека не сходят со сцены, радуя своей удивительной образностью.
Летом 1918 года Николай Кочергин вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в Высшую Школу Военной Маскировки.
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационо-плакатная работа. В блокадном Ленинграде, как и тысячи ленинградцев, тяжело-больной Кочергин отдавал созданию агитационных произведений все свои силы. Весной 1942 года он был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни” по льду Ладожского озера.
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Приключенческие повести Г.Матвеева «Зеленые цепочки”, П.Капицы «В открытом море” и Э.Выгодской «Опасный беглец” были одними из первых произведений, проиллюстрированных художником для «Детгиза”. Во второй половине пятидесятых годов с рисунками Кочергина был издан «Всадник без головы” Майн Рида.
Эпос нашей страны — обширная область работы Кочергина в детской книге. Среди многочисленных произведений, проиллюстрированных им, следует назвать былины, сборник из героического эпоса народов СССР, сказки России, Карелии, Молдавии, далекой Тувы.
Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала”. Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, «Калевала”, выпущенная «Детгизом”, пополнилась новыми графическими листами. Оформление книги было улучшено художником. Но он не остановился на достигнутом. В издании 1967 года рисунки стали еще образнее. Чувствуется широта характеров героев, неиссякаемый оптимизм, могучии жизненная и душевная силы.
Русский и зарубежный фольклор, приключенческий жанр, произведения современной литературы — это лишь преобладающие стороны обширного творчества художника. Рисунки к египетским, вьетнамским сказкам, к произведениям китайской классики XIV века, к фантастической повести М.Зуева-Ордынца «Сказание о граде Ново-Китеже”, к стихам С.Михалкова (отмеченным дипломом на Всесоюзном конкурсе 1967 года) — это всего часть произведений книжной графики Кочергина шестидесятых годов.
Кочергину очень близка тема героических деяний, она нашла широкое развитие в его иллюстрациях. Рисунки к книгам «Русские богатыри” и «Русские конники” (издательство «Малыш”, 1971) знакомят юного читателя с подвигами русских воинов от сказочных былинных времен до периода Великой Отечественной войны. Иллюстрации увлекают своей романтической взволнованностью и прославляют доблесть русских людей.
Важную военно-патриотическую тему развивают и рисунки художника к книгам «Богатыри” (1972) и «Денис Давыдов” (1973). В произведениях Кочергина получили особенно образное воплощение народные предания о славных витязях. Лучшие из его иллюстраций к былинам «Святогор” и «Добрыня Никитич” принадлежат к наиболее впечатляющим страницам книжной графики на темы фольклора.
Удивительно, но сам Николай Михайлович никогда не покидал России. Приступая к работе, он долго и скрупулёзно изучал историю, быт, костюмы и обычаи той или иной страны, образцы её национального искусства, затем создавал множество чёрно-белых эскизов, которые потом превращались в детально точные иллюстрации. Он тщательно прорабатывал в рисунках архитектуру и предметы интерьеров, детали одежды и украшений нарисованных персонажей.
Привычку всегда уделять особое внимание эпохе, месту и стилю привили ему строгие наставники Строгановского училища. Поэтому Кочергин постоянно сверялся со всевозможными справочниками и художественными альбомами, приступая к новой работе.
Количество произведений Кочергина очень велико. Художник работал в искусстве более полувека. До конца своих дней заслуженный художник РСФСР Николай Михайлович Кочергин плодотворно работал. Он скончался 10 мая 1974 года после короткой тяжелой болезни.
Н.М.Кочергин умел воплощать волшебство на бумаге, он создавал сказку вокруг себя и щедро делился ею с окружающими. А читатели, затаив дыхание, разглядывают его прекрасные и удивительно светлые иллюстрации в книгах, которые бережно передаются из поколения в поколение…