Художник-иллюстратор Эя Мордякова — человек невероятно творческий и увлекающийся. Помимо иллюстрирования книг, она рисует открытки, лепит очаровательных монстров, создает маски и шарнирные игрушки из бумаги, проводит мастер-классы и участвует еще в десятках разнообразных интересных проектов. В новой книге издательства «Абрикобукс» «Бог играет на флейте» ее воздушные оригинальные рисунки прекрасно дополнили нежные романтические стихи Марии Маховой; книжка попала в июльский обзор Евгении Шафферт, а Эя согласилась ответить на несколько наших вопросов.
Эя, где вы учились? Кого считаете своими главными учителями?
В 2012 году я получила степень магистра по специальности «художник-график», окончив Северо-Западный институт Печати в Санкт-Петербурге, теперь он называется Высшая школа печати и медиатехнологий. Сейчас я снова изучаю иллюстрацию в Британской высшей школе дизайна в Москве.
Помимо преподавателей, делившихся своим опытом и техническими знаниями, помогавших советом и учивших отличать хорошее от плохого, я считаю своими учителями всех иллюстраторов, мультипликаторов и художников, чьи работы меня вдохновляют. Отправной точкой для меня, пожалуй, стало творчество уже ставшей классиком российской художницы Веры Павловой.
Дизайн обложки для книги Миры Дэй «Мистер Вуду и дни недели», Гаятри/Livebook, 2014
Как рано вы начали заниматься книжной иллюстрацией? Что повлияло на ваш выбор профессии?
Книги я полюбила с самого детства: в нашей семейной библиотеке было множество детских иллюстрированных книг, альбомов художников, отечественной и мировой иллюстрированной классики. Я всегда осмысляла мир именно через визуальные художественные образы. Особенно меня вдохновляли фантастические сказочные миры и их обитатели. Я могла часами разглядывать иллюстрацию с фантастическим пейзажем, переносясь в другой, сказочный мир, а когда я читала книгу без картинок, мое воображение само рисовало иллюстрации к ней. Путешествия по этим фантастическим мирам и сейчас остаются излюбленным моим занятием. В определенном смысле это своего рода внутренняя иммиграция. Подобный эскапизм профессор Джон Р. Р. Толкин сравнивал с побегом из тюрьмы, освобождением.
В подростковом возрасте я увлеклась фэнтези и фантастикой, а также японской анимацией. Примерно в это время я начала рисовать, тогда еще в школьных тетрадях во время занятий. Начало появляться понимание того, с чем именно я хочу связать свою жизнь. Я проучилась какое-то время в художественной школе, а затем поступила в художественный ВУЗ, на кафедру книжной иллюстрации. Не сказала бы, что на тот момент я могла в полной мере отдавать себе отчет, что хочу заниматься именно книгами — я просто хотела рисовать. Но мне повезло, и все элементы головоломки сложились самым правильным образом.
Проект Бесконечная книга «Путешествие Олафа»
Как началась ваша работа в иллюстрации книг? Какой была первая книга, которую вы проиллюстрировали?
По окончании института я переехала в Москву, где начала работать с книжными издательствами. Первая книга с моими иллюстрациями вышла в издательстве «Клевер». Это был роман «Город. Белое сияние» французского писателя Карима Рессуни-Деминьё. Рассказывая о бегстве в фантастический мир компьютерной игры, с реальными опасностями и настоящей дружбой, эта книга перекликается с уже упомянутым очень личным для меня мотивом эскапизма.
Иллюстрация к книге Карима Рессуни-Деминьё «Город. Белое сияние», Клевер Медиа Групп, 2013
Какие книги вам нравились в детстве?
Мне кажется, все дети любят книжки с картинками, и я, конечно же, не была исключением. Я с равным интересом воспринимала любые визуальные образы, от классики советской иллюстрации до низкосортных картинок, коими изобиловали многие издания девяностых. Больше всего мне нравились атмосферные картинки с большим количеством деталей, с пейзажами, в которых можно было потеряться. Многие из книг, которые я любила в детстве, остаются любимыми до сих пор: сказки Братьев Гримм с иллюстрациями Ольги Кондаковой и Владимира Чапли, русские сказки с иллюстрациями Татьяны Мавриной, «Человек-горошина и Простак» Александра Шарова с иллюстрациями Ники Гольц, «Маленький принц» Александра Кошкина.
Иллюстрация к роману Мириам Петросян «Дом, в котором…» (дипломный проект)
На что вы сейчас обращаете внимание уже как профессиональный художник?
Несмотря на то, что сейчас я смотрю на иллюстрации с позиции художника и имею возможность отличить хорошую иллюстрацию от плохой, фактически изменилось немногое — настоящими «любимчиками» для меня становятся лишь те иллюстрированные книги, мультипликационные фильмы и картины, которые «цепляют» меня лично. Найти какую-то систему в этом не представляется возможным — это больше всего похоже на вспоминание чего-то забытого, но очень знакомого и близкого, чего-то из своего мира.
Иллюстрация к роману Мириам Петросян «Дом, в котором…» (дипломный проект)
Чьи работы из современных книжных иллюстраторов вам интересны?
Их очень много — слишком много, чтобы перечислить в двух словах. Сложно выделить именно книжных иллюстраторов, так как большинство сейчас работает в разных сферах визуального искусства. Вот лишь несколько моих любимых авторов: Джулия Сарда, Амели Флеше, Фиби Уол, Бриони Мэй Смит, Изабель Арсено, Аннетт Марнат, Майке Плензке, Эмилия Дзюбак, Карсон Эллис, Чак Гроеник, Мэтт Рокфеллер, Люк Пирсон, Орен Хаскинс, Нуриа Тамарит… Продолжать можно бесконечно. Самая большая любовь у меня, наверное, к австралийскому художнику Шону Тану.
Также сейчас невозможно рассматривать иллюстрацию отдельно от мультипликации, в которой происходят совершенно невероятные вещи, взять например французскую школу Гобелен, ирландскую студию Carton Saloon c их полнометражными мультфильмами «Тайна Келлс» и «Песнь Моря», и, конечно, Хаяо Миядзаки и студию Дзибли.
Иллюстрация к роману Мириам Петросян «Дом, в котором…» (дипломный проект)
В какой технике вы предпочитаете работать? Как вы относитесь к компьютерным иллюстрациям?
Я люблю яркие цвета, детали, мягкость и четкость линий и форм. Выбор технических средств зависит от задачи: в случае с графикой я работаю в основном рапидографом, если я создаю многоцветное изображение, то часто использую акварель, акрил, цветные карандаши. Я стараюсь экспериментировать с техническими средствами и смешивать техники. Несмотря на то, что мне нравится работать с «живым» материалом, технические возможности компьютера я тоже с удовольствием использую. Не думаю, что на сегодняшний день так называемая «компьютерная» иллюстрация нуждается в оправданиях — множество, если не большинство, современных потрясающих, атмосферных, качественных иллюстраций создаются в диджитал-формате. Помимо того, что в графических программах можно копировать эффекты натуральных материалов, они позволяют создавать и совершенно уникальные эффекты.
Dear Wendy
Вы нарисовали для новой книги оригинальные, яркие, наполненные движением и воздухом иллюстрации, которые очень гармонируют со стихами Марии Маховой. Такое видение сложилось у вас сразу или это был долгий творческий поиск?
Первые образы появились сразу, при первом прочтении, поскольку стихи Маши Маховой — невероятно яркие и образные. В дальнейшем, конечно же, понадобилась большая работа для того, чтобы претворить эти образы в жизнь. Я вдохновлялась работами таких иллюстраторов, как Паоло Доменикони, Риск Фен, Шарлотта Гасто, иллюстрациями Веры Павловой и Оксаны Тарасовой и средневековым искусством иллюминированных манускриптов.
Иллюстрация к книге Марии Маховой «Бог играет на флейте»
Как долго продолжалась работа над книгой?
Мне повезло: сроки были достаточно свободными, поэтому у меня была возможность уделить достаточно много времени обдумыванию книги, дать образам созреть. Затем довольно много времени было уделено эскизам, а также верстке макета и обработке изображений. Поскольку мне приходилось отвлекаться на другие проекты, в общей сложности работа растянулась примерно на год, хотя основной ее объем пришелся на последние два месяца.
Иллюстрация к книге Марии Маховой «Бог играет на флейте»
Как вы взаимодействовали с автором? Были ли у Марии Маховой какие-нибудь пожелания или она целиком предоставила вам свободу творчества?
С Машей Маховой нас познакомил издатель, Тимур Белов. Маша — невероятно теплый и светлый человек — именно такой, как ее стихи. Мне очень повезло работать с ней, и от нашего сотрудничества у меня остались только положительные эмоции. Вначале мы общались через издателя, но достаточно скоро нашлись через фейсбук. С самого начала проекта я была абсолютно свободна в выборе техники, стиля и сюжетов. Я старалась показывать Маше иллюстрации по мере их готовности, а Маша сообщала, если что-то нужно было изменить или доделать, но это было совсем не часто. Если у меня были вопросы насчет какого-нибудь образа из стихотворений, Маша сразу приходила мне на помощь. Я очень счастлива, что мои иллюстрации понравились автору и гармонично дополнили ее стихи.
Иллюстрация к книге Нила Геймана «Творите!»
Какими вы в целом видите отношения художника с автором книги и текстом?
Кроме того, что книжная иллюстрация — это самостоятельное произведение, это еще и часть чего-то большего — книги, где она поддерживает и дополняет текст. В этом плане любая иллюстрированная книга — это симбиоз работы иллюстратора и автора. Хорошая книжная иллюстрация подчеркивает достоинства литературного текста, дает ему визуальное воплощение, раскрывает те его грани, которые не выражены словами. Хорошо, когда художник книги осознает это, и прекрасно, когда автору и художнику удается понять и почувствовать друг друга.
Monster Garden
Помимо книжной иллюстрации, вы занимаетесь многими другими интересными творческими проектами. Могли бы вы немного рассказать о них?
Мне интересно работать в совершенно разных сферах визуального искусства, будь то иллюстрация, живопись, скульптура, или создание игрушек для детей. Один из самых интересных проектов, над которым мне довелось поработать — это создание интерактивных открыток для проекта ДомаТеатр. Из этих открыток можно было самостоятельно собрать подвижную бумажную игрушку Джампинг-Джек. Также с ребятами из ДомаТеатра мы сделали комплект карнавальных масок. Я люблю создавать что-то осязаемое, поэтому хэнд-мейд и скульптура тоже занимает важное место в моем творчестве — например, сейчас я работаю над серией скульптур — монстров из полимерной глины, а также игрушек из войлока. Также я стараюсь делиться с другими людьми иллюстрациями, которые меня вдохновляют — в сообществе vk.com/illuminatedbooks
Старинная забава — шарнирные игрушки Джампинг Джек
В данный момент я учусь на программе британского бакалавриата и много экспериментирую — пробую себя в скульптуре, комиксах, анимации, костюме, изучаю новые приемы и стили. Возможно, следующий мой крупный проект будет уже совсем не похож на предыдущие.