Автор обзора: Евгения Шафферт
Девочка-лебедь
Автор В. Санги и др.
Иллюстратор Кирилл Овчинников
Издательство Речь
Несмотря на сегодняшнюю популярность переизданий советской детской литературы, об иллюстрациях Кирилла Овчинникова вспомнили только в этом году: в издательстве «Речь» вышли переиздания небольшой книжки В. Бианки «Кузяр-бурундук и Инойка-медведь» и сборника северных сказок «Девочка-лебедь» с его многочисленными рисунками. Ранее книга «Девочка-лебедь» выходила в 1979 и 1984 годах.
Хотя Кирилл Овчинников обладал недюжинным талантом художника-анималиста, читателям особенно полюбились его сказочные работы. Выразительные антропоморфные животные (здесь его нередко сравнивают с Юрием Васнецовым), нарисованные с удивительной этнографической точностью, и неповторимо яркая, слегка «декоративная» природа создают очень сбалансированные композиции. Бурная река и деревья на этих иллюстрациях так же примечательны и значимы, как мыши, медведи и зайцы, одетые в костюмы тех народов, сказки которых мы читаем.
Овчинников работал в книжной иллюстрации с начала 60-х годов. Его дипломной работой стали иллюстрации к поэме Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», в последующие годы в издательствах «Детская литература» и «Малыш» регулярно появлялись оформленные им книжки. Среди самых известных его работ – издания «Три сказки страны пирамид» (М.: Детская литература, 1988) и повести Сат-Ока «Земля солёных скал» и «Таинственные следы» (Л.: Детская литература, 1980).
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон | Лабиринт
Сказки синего сумрака
Автор Ая Эн
Иллюстратор Юлиан Юсим
Издательство Серафим и София
«Сказки синего сумрака» Юлиана Юсима – это уникальная книжка-картинка, в которой сочетаются неповторимый авторский стиль и оптические иллюзии. Чтобы понять игру художника, книжку придётся вертеть на девяносто или сто восемьдесят градусов, тогда лебеди превратятся в слонов, а лошадь – в бобра. Автор совершенно не стремится изображать что-то специально «детское», он не боится тонких сюрреалистических стилизаций, однообразных тонов и отсутствия яркости. Вряд ли перед нами книга-игра для весёлого младшешкольника, скорее это книга-медитация для философа или мечтателя совершенно любого возраста.
Впервые книга с этими иллюстрациями вышла в 1999 г. с подзаголовком «Kopfunter Kopfuber» в немецком издательстве Carl Hanser, а в 2000 году получила премию на Биеналле детской книги в Италии. Текст на немецком языке написала Мирьям Пресслер, но для первого русского издания, которое появилось в 2008 году, решили найти другого автора. Ая Эн, автор фантастического цикла «Мутангелы», сочинила необычные сказки, которые отлично сочетаются с картинками, их можно читать сверху вниз, снизу вверх и по кругу.
Юлиан Юсим – архитектор и художник, выпускник МАРХИ. Среди его заслуг – оформление пресс-центра Олимпиады в 1980 году, за которое он получил международную премию спортивных журналистов за лучший пресс-центр. С 1983 года Юсим живёт и работает в Германии, где он иллюстрирует детские книги, а также преподаёт детям рисование в гимназии.
Юлиан Юсим проиллюстрировал более трёх десятков детских книг, среди них тексты Отфрида Пройслера, Исаака Башевиса Зингера, Джеймса Мэтью Барри. Также у Юсима есть несколько авторских книжек-картинок, одна из них – «Когда зайцы спят» – вышла в издательстве «Серафим и София» в 2015 году. Как и в «Сказках Синего сумрака», автор не просто рассказывает историю, а предлагает читателю игру с поисками и находками на картинках. Первое издание истории о зайце, который путешествует по ночному лесу, состоялось в 2000 году в Германии с подзаголовком «Wenn kleine Hasen schlafen gehen».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Лиса и заяц
Автор русская народная сказка
Иллюстратор Евгений Медведев
Издательство КомпасГид
В издательстве «КомпасГид» вышла новая серия книг для первого чтения после букваря: «Читаем вместе с Е. Медведевым». Это тонкие книжки с классическими сказками, в которых на каждом развороте расположены полосная иллюстрация и небольшой фрагмент текста, снабжённый ударениями и пояснениями.
Видеть Евгения Медведева иллюстратором народных сказок довольно непривычно, всё же мы больше привыкли к его «крапивинским мальчикам», работам к произведениям советских писателей. По словам художника, работать над сказками оказалось ещё интереснее, это было совершенно неожиданно для него самого: «Простор для фантазии здесь даже больше! В «Лису и Зайца» я вложился будь здоров, работал месяцев пять, буквально вырисовывая каждый волосок персонажей — меня это очень увлекло. Бывало, что за целый рабочий день едва заканчивал одну заячью головку». Впервые книги с этими картинками были изданы в 90-е годы.
В серии «Читаем вместе с Е. Медведевым» вышло три тонкие книжки. Также издательство «КомпасГид» анонсировало оформленный художником поэтический сборник «Моя мама». Вообще издателей нельзя упрекнуть в невнимании к творчеству Медведева: в ИД Мещерякова уже несколько лет выходит авторская серия Владислава Крапивина, многие книги оттуда – с иллюстрациями Евгения Медведева, а в прошлом году петербургская «Азбука» выпустила сказку Януша Корчака «Король Матиуш Первый» с его работами.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Плутония
Автор Владимир Обручев
Иллюстратор Юрий Богачев
Издательство Нигма
Фантастической повести Владимира Обручева «Плутония» везёт с изданиями, начиная с середины 20-х годов прошлого века, она публикуется чуть ли не ежегодно, но не всегда так же удачно выходит с иллюстраторами. В этот раз книге улыбнулась удача, тонкие и подробные акварельные иллюстрации к новому изданию выполнил художник Юрий Богачёв.
Основа цветовой гаммы иллюстраций – сине-зелёные оттенки. Художнику мастерски удаётся выдержать одну и ту же цветовую тональность, оставаясь вполне реалистичным (с той поправкой, что речь идёт всё же о фантастическом произведении). Богачёв рисует от руки, чаще всего – карандашом и акварелью, изредка работает тушью. Затем обрабатывает иллюстрации на компьютере. По признанию самого художника: «Я – человек компьютерный, и использую машину как вспомогательный инструмент… Если художник отказывается осваивать эту сферу, то он должен отдавать себе отчёт, что важнейшую часть пути между рисованием и тиражом он перепоручает другим людям. Не умеешь делать верстку, цветокоррекцию собственного файла сам, значит, их сделает кто-то ещё, тогда не удивляйся “сюрпризам”».
Юрий Богачёв работает в книжной иллюстрации с середины 80-х годов прошлого века и на его счету уже несколько десятков книжек. В последние годы издания с его работами выходили в «Махаоне» и «Москвоведении». Адаптированные издания «Слова о полку Игореве» и «Дон Кихота» из махаоновской серии «Мировая классика для детей» он называет своими любимыми.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Прятки с Тимкой и Тинкой: Каменный век
Автор Татьяна Долматова, Александра Литвина
Иллюстратор Олеся Гонсеровская
Издательство Пешком в историю
Издательство «Пешком в историю» чаще работает с российскими авторами и художниками. С недавних пор привычные серии-эпохи «Пешком в историю» («Древний Рим», «Средние века» и др.) стали пополняться познавательными виммельбухами – книгами жанра «ищу и нахожу», в которых преобладает визуальная информация. Практически всё пространство разворота такой книги занято огромной иллюстрацией с множеством деталей и микросюжетов, изображающей моменты жизни: пейзажи, вещи, людей и их занятия, аутентичные выбранной эпохе. На полях, как правило, расположены короткие комментарии и задания найти те или иные мелкие детали. Очередная книга издательства призвана продемонстрировать юным читателям жизнь первобытного общества. Кажется, перед нами тот случай, когда научно-популярную книгу будут покупать не только ради познавательной составляющей, но и для красоты. Иллюстрации Олеси Гонсеровской по-хорошему удивляют не самыми обычными для этого жанра палитрой, техникой и выбранными ракурсами.
В книге десять разворотов и основа каждого из них – яркое, контрастное акварельное «пятно». На его фоне нарисованы люди и животные, целая жизнь: охота, первобытное искусство или пещерные люди. Жёлто-коричневые развороты чередуются с «холодными», сине-зелёными, и везде мы видим тонкое, почти абстрактное понимание природы. Травы, деревья, горы воссоздаются несколькими штрихами или размытыми линиями. Может быть автора вдохновил талантливый первобытный художник?
В последнее время издатели и читатели дружно обратили внимание на творчество молодой петербургской художницы: в 2016 году она проиллюстрировала подростковую повесть Алки Зеи «Леопард за стеклом» для издательства «Самокат» и повесть Юлии Кузнецовой «Выдуманный жучок» для «КомпасГида», а в самом конце прошлого года в издательстве Ильи Бернштейна вышло переиздание знаменитой книги Е. Данько «Китайский секрет» с её картинками. Заметим, что для всех этих изданий Олеся Гонсеровская выполнила чёрно-белые иллюстрации, а в «Прятках» мы увидим цветные картинки.
Помимо книжной иллюстрации, художница занимается живописью, рисует для журналов, оформляет интерьеры.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Лабиринт
Невидимый садовник
Автор Татьяна Стамова
Иллюстратор Анна Силивончик
Издательство Кетлеров
Если верить издательской аннотации, эта книга родилась, когда поэтесса Татьяна Стамова оказалась на выставке белорусской художницы Анны Силивончик. «Оказавшись среди её удивительных картин, я не сразу заметила, как во мне стали расцветать эти маленькие стихи», — рассказала впоследствии Татьяна. Таким образом, иллюстрации не рисовались специально для текстов, получилось наоборот, и это видно по макету книги. Перед нами скорее альбом художницы, снабжённый, впрочем, стихотворениями одного из лучших современных лирических поэтов. На каждом развороте «Невидимого садовника» что-нибудь цветёт и летает, это очень летняя, яркая и наполненная волшебством книга, иллюстрации которой выполнены в разных техниках, а персонажи как будто вылетели из снов очень уж мечтательных людей, где долька тыквы становится лодкой, яблоко – стулом, а слоны опыляют цветы.
Анна Силивончик сегодня очень узнаваемый, популярный в сети живописец, её картины разошлись на баннеры, аватарки, открытки, а жители столиц сопредельных государств – Беларуси, России и Украины – нередко становятся гостями её персональных выставок. Стиль художницы многие определяют как наивное искусство, но, по её словам, речь идёт скорее о стилизации этого подхода профессионалом, да и постоянной эволюции и совершенствования, движения к другим направлениям никто не отменял. Давние поклонники творчества Силивончик давно уже отметили сквозные для художницы темы: любовь духовная и физическая (работы на эту тематику, конечно, не вошли в детскую книжку), мифологические персонажи, композиции с вещами, растениями и дети.
«Невидимый садовник» — не первая книга с иллюстрациями художницы. Ещё в 2012 году книги с её иллюстрациями и текстами вышли в серии «Детская картинная галерея» украинского издательства «Мастер-класс». В следующем году она проиллюстрировала сборник стихотворений Елены Григорьевой для издательства «Оникс», а в 2014 году в серии «Настя и Никита» появился сборник стихотворений современных поэтов «Новый год наоборот» с её картинками.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон
О чём разговаривают зверюшки ночью
Автор Люба Штиплова
Иллюстратор Мирко Ханак
Издательство Андерсен
Малоизвестное издательство «Андерсен» анонсировало уже несколько книг, среди них – издание с иллюстрациями знаменитого чешского художника Мирко Ханака, известного своими анималистическими работами и иллюстрациями к волшебным сказкам Европы.
Сначала Мирко Ханак работал в более традиционном, реалистичном ключе и рисовал преимущественно животных. В Чехии именно он иллюстрировал произведения русских писателей о природе – Пришвина, Бианки. Впоследствии его стиль эволюционировал в сторону японско-китайской живописи: он рисовал акварелью и тушью на рисовой бумаге. Именно этот стиль иллюстраций представлен в сборнике коротких историй «О чём разговаривают зверюшки ночью». Российские читатели наверняка найдут что-то общее между работами зрелого Ханака, Мая Митурича и ранним творчеством Г. А. В. Траугот (см. их иллюстрации к сказке «Глупый тигр», переизданной в 2013 году «Речью»). Ханак был чрезвычайно успешным иллюстратором, издавался на разных языках Европы, а также в США, иллюстрировал книги чешских авторов и переводные тексты, например, «Бэмби» Феликса Зальтена, получил ряд ключевых премий, в том числе был отмечен в Болонье, работал в кинематографе. Художник заболел лейкемией и скоропостижно скончался почти пятьдесят лет назад, в 1971 году.
Для российских читателей это издание будет первым знакомством с творчеством знаменитого чешского художника, а вот в странах бывшего социалистического лагеря книги с его иллюстрациями появлялись довольно регулярно.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Путешествие Квака
Автор Сатоэ Тонэ
Иллюстратор Сатоэ Тонэ
Издательство Поляндрия
Сатоэ Тонэ родилась и выросла в Японии, а в последние годы живёт и работает в Италии. Может быть читателям стоило ожидать от её работ какого-то проявления мультикультурализма, но в них трудно найти европейские мотивы. Картинки из книги «Путешествие Квака» (в оригинальной версии Квака зовут Пиппо) кажутся типично японскими, по крайней мере тем, кто не слишком хорошо разбирается в эстетических и искусствоведческих нюансах. По признанию самой художницы, её персонажи остаются японцами по мировоззрению: они скромны и застенчивы.
Перед нами книга путешествий по сновидениям, в которой много эмоций, но мало мыслей и действий. На каждом развороте представлен свой необычный пейзаж, с особой природой и физикой. Трогательный лягушонок в компании с овечкой перемещаются из одного мира в другой. Один разворот – один месяц мира снов, в нём своя палитра и особые оттенки фона. В майском мире Квак и овечка будут качаться в чашечках цветов, август окажется миром моря и медуз, а закончится история в ярко-розовом апреле, где герои найдут друг друга и навсегда попрощаются с одиночеством. Автор рисует свои работы без использования компьютера, использует яркую акриловую гуашь. Сначала она наносит на холст тёмные оттенки, сепию и серый, а затем постепенно переходит ко всё более светлым, так что в итоге получается воплощённая нежность.
Сатоэ Тонэ рассказала, что у главного героя книги, лягушонка Квака, есть прототип, и это, как ни странно, собака, которая живёт в Японии в родительском доме. У неё очень грустные выразительные глаза, и Сатоэ хотелось их показать, но для сюжета книги собака не подходила. В итоге она придумала лягушонка с выразительными глазами знакомого пса.
В 2013 году Сатоэ Тоне стала лауреатом выставки иллюстраторов в Болонье, позже на основе этих работ художница создала свою книжку про Квака.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Охота на Снарка
Автор Льюис Кэрролл
Иллюстратор Крис Ридделл
Издательство АСТ
«Охота на Снарка» с иллюстрациями Криса Ридделла – одна из новых работ британского художника, в издательстве Макмиллан книга вышла в конце июня прошлого года. Узнаваемый стиль Ридделла отлично подошёл к абсурдной и весёлой поэме Кэрролла. По мнению английских критиков, юбилейное, 150-е издание этой самой поэмы получилось великолепным, а новые иллюстрации отлично перекликаются с картинками Генри Холидея, первого художника «Снарка», и отдают должное его таланту. В книге чёрно-белые изображения чередуются с цветными, везде мы видим фирменный чернильный контур Криса Ридделла.
Ридделл – давний поклонник творчества Кэрролла. Однажды он признался, что его литературные герои – это Льюис Кэрролл и первый иллюстратор «Алисы» Джон Тенниел. В интервью художник рассказывает: «Когда я взрослел, начинал рисовать и думать о рисовании, я был одержим Алисой. Я рисовал Белого Кролика. Я всё время думал о том, как он нарисован и без конца его копировал. Мне нравилась сама история и сочетание текста с картинками, тогда я думал, что автор и художник – один и тот же человек. Алиса говорит: “Какой смысл в книге без картинок и разговоров?” И я всё ещё верю в это!»
Работоспособность Ридделла поражает! Он проиллюстрировал более 150 книг, для многих из них он выступил автором текста и иллюстраций, дважды становился лауреатом медали Кейт Гринуэй, выиграл Costa Children’s Book Award и ряд других профессиональных наград. Также Ридделл еженедельно рисует политические карикатуры для Observer и обложки для журнала Literary Review.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Дикие лебеди
Автор Г.-Х. Андерсен
Иллюстратор Энн Гилберт
Издательство Качели
Каких только изданий знаменитой сказки Андерсена мы не видели! В петербургской «Азбуке» появилась книга с иллюстрациями Антона Ломаева, «Акварель» представила работу Кирилла Челушкина, в «Рипол-классик» не так давно выходило переиздание с иллюстрациями Э. Булатова и О. Васильева. Теперь издательство «Качели» знакомит нас с работами британской художницы Энн Ивонн Гилерт: две книги с её картинками, «Дикие лебеди» и «Королевич Лягушка», открывают новую серию «Коллекция».
Мир на её рисунках – декоративный, приукрашенный: образцовый дремучий лес, идеальные цветы, очень красивые принцессы – мир условной европейской сказки стереотипен и узнаваем. Но его интересно разглядывать! За каждым штрихом художницы чувствуется мастерство, и дело не только в необычайном внимании к деталям, а в той технике, которую использует Гилберт. Все её картины нарисованы цветными карандашами! Сначала она просит членов семьи позировать ей в соответствующей одежде, потом примерно неделю тратит на придумывание композиции и создание наброска, а затем ещё неделя уходит на готовую иллюстрацию.
Гилберт – весьма разносторонний художник. Она не только рисует сказочных принцесс для детских книжек, но и работает иллюстратором в журнале «Playboy». В Великобритании выходили серии почтовых марок с её картинками, она придумывала обложки для музыкальных пластинок. Энн Ивонн известна также своей работой в фонде спасения животных: она помогает брошенным бультерьерам.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Были использованы следующие материалы:
Официальные сайты упомянутых издательств
О художнике этой книги // Девочка-лебедь. М.-СПб.: Речь, 2017. С. 70-71.
Im Profil: Julian Jusim, architekt
Евгений Медведев «Так, как над “Лисой и зайцем”, я не работал никогда»
Нина Любавина. Москвоведение в картинках // Горизонты культуры. 2013. № 3(37). С. 28-33
Satoe TONE : la charmante illustratrice derrière la petite grenouille
Chris Riddell, children’s laureate: Everyone can draw // The Guardian, 2015. 10 June
Волшебный мир цветных карандашей Энн Ивонн Гилберт
Друзья! Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.