14 апреля в галерее издательства «Самокат» открылась выставка художника Юлии Блюхер, посвященная ее иллюстрациям к книге Петера ван Гестела «Зима, когда я вырос». Дарья Доцук побывала на открытии и поговорила с Юлией Блюхер о том, как она работает с текстом, что привлекает ее в черно-белой графике и о чем важно помнить, когда иллюстрируешь книгу.
Как и всегда на выставках в «Самокате», мы видим не только готовые иллюстрации, но весь процесс — от карандашных набросков и поиска образов героев до законченных работ. Это очень ценно (в особенности для начинающих иллюстраторов) — заглянуть в мастерскую художника и увидеть, как рождается книга.
Роман «Зима, когда я вырос» получил ряд крупных европейских наград. Это история дружбы десятилетних Томаса и Пита Звана, а также тринадцатилетней Бет Зван на фоне послевоенного Амстердама. За плечами у детей — война, голод, смерть близких. Но автор сосредоточен не столько на ужасных последствиях Второй мировой, сколько на будущем, на дружеских беседах, которые возвращают героям свет и надежду.
«У этой истории трагический фон, но сама она не трагическая, поэтому я и рассказал ее от лица десятилетнего мальчика» — говорит нам с обложки Питер ван Гестел.
Наравне с Томасом и Питом монохромный Амстердам конца 1940-х в исполнении Юлии Блюхер становится полноценным героем книги. Художница создает задумчивую меланхолическую атмосферу. Теперь, когда я вижу иллюстрации отдельно от книги, то еще отчетливее понимаю, насколько они кинематографичны.
Иллюстрация Юлии Блюхер к книге «Зима, когда я вырос»
Мое внимание привлекает репринт, на котором изображен одинокий мальчик на берегу канала. Психологическая глубина рисунка вызывает ассоциации с Петербургом и произведениями Достоевского. До переезда в Москву Юлия Блюхер жила и училась в Петербурге. Возможно, атмосферная мрачность в ее работах оттуда.
А насчет Достоевского, уже после выставки нахожу в одном из интервью Юлии Блюхер, что в художественной школе она с увлечением рисовала иллюстрации к «Преступлению и наказанию».
Не успеваю я как следует разглядеть репринт, как его покупают. «Эта иллюстрация рассказывает целую историю» — говорит новая владелица рисунка, на котором Юлия оставляет скромный автограф: «Блюхер, 2017».
Прежде чем начать подписывать книги, Юлия Блюхер согласилась ответить на наши вопросы.
— Юлия, расскажите, пожалуйста, как вы пришли в иллюстрацию?
Я закончила «Муху» (разговорное название Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. — Прим. ред.) по специальности «станковая и книжная графика». После выпуска несколько лет работала дизайнером, но это давалось мне с трудом и, как сейчас понимаю, не особенно нравилось. А потом друг из дизайн-бюро предложил мне нарисовать для них «просто картинки». Я согласилась. Тогда же, в 2007 году, журнал «Story» заказал мне первые иллюстрации. Потом рисовала для журнала «Сноб». С тех пор я занимаюсь только иллюстрацией.
Иллюстрация Юлии Блюхер к книге «Зима, когда я вырос»
— Есть ли для вас разница между книжной иллюстрацией и журнальной?
Разница, конечно, есть, но в моем случае она была почти незаметна: в журналах, с которыми я долгое время работала, основная масса материалов — литературные или близкие к ним тексты. Эта работа была очень похожа на книжную иллюстрацию, разве что журнальная публикация меньше по объему. А если говорить об иллюстрациях, к примеру, для экономического журнала или издания про здоровье, то это, конечно, совсем другое. И не совсем мое. Мне нравится работать с продолжительным сюжетом, выстраивать его в голове как кино.
— В какой технике вы предпочитаете работать?
Я работаю в разных и считаю, что чем больше техник ты знаешь, тем свободнее чувствуешь себя в иллюстрации. Мне кажется, вариант исполнения диктует сам текст. Например, читаешь и понимаешь: вот это я нарисую карандашом и будет классно.
— Какие возможности для вас открывает черно-белая графика?
Честно говоря, я об этом не задумывалась. Наверное, меня привлекает ее лаконичность. И мне она дается легче, я как будто чувствую тон, тогда как цвет мне приходится придумывать и высчитывать как уравнение.
Иллюстрация Юлии Блюхер к книге «Зима, когда я вырос»
— Вы делаете наброски сразу по мере чтения или позже?
В первый раз я просто читаю текст, проживаю историю, она выстраивается у меня в голове. Во второй раз читаю для того, чтобы выбрать уже конкретные места, которые хочу проиллюстрировать, затем собираю материал и только потом приступаю к работе.
— Какие книги вы хотели бы проиллюстрировать?
Есть одна книжка, которую я хочу нарисовать, но ее мне только предстоит сочинить (смеется). Сюжет пока до конца не ясен. Для меня это попытка вернуться в детство за маленькой собой, путешествие к самой себе с помощью книги. Такой проект сейчас хочется сделать больше всего, для меня это очень важно. Посмотрим, что из этого получится.
— Кого вы можете назвать своим мастером в иллюстрации?
Таких авторов много, особенно сейчас, когда в нашей жизни появился Pinterest (смеется). Я работаю со студентами (Юлия преподает в Школе дизайна НИУ ВШЭ. — Прим. ред.) и постоянно ищу новые иллюстрации, новые техники, у меня в голове крутится огромное количество картинок. Но двух авторов я все-таки назову. Это Берни Фухс, классик американской журнальной иллюстрации, который, можно сказать, перевернул иллюстраторский мир того времени с ног на голову. Чтобы это почувствовать, нужно посмотреть иллюстрации, которые были до него и как все изменилось после. Я считаю его одним из лучших иллюстраторов, его работы многому меня научили. Посмотрите на композицию, ритм, ракурсы и жесткую связку с версткой и текстом.
Иллюстрация Юлии Блюхер к книге «Зима, когда я вырос»
А второй — Серджио Топпи, потрясающий итальянский художник, у него восхитительная композиция и графика. Буквально каждая его иллюстрация, каждый элемент сюжета — шедевр.
— Что бы вы посоветовали тем, кто находится в самом начале иллюстраторского пути?
Я бы посоветовала как следует читать текст и внимательно относиться к сбору материала. Например, для того чтобы понять, что происходило в Амстердаме во время действия книги «Зима, когда я вырос», как все было устроено, как выглядели улицы, как были одеты люди пришлось изрядно прошерстить интернет. И во время этого небольшого исследования выяснились вещи, о которых я никогда не знала, но они дают ключ к лучшему пониманию событий. Мне нужно было «побывать» в том времени, чтобы передать это в иллюстрации. Такому «погружению» нас, кстати, учили в ВУЗе и мне кажется, это очень важно — оказаться внутри текста, почувствовать себя персонажем книги. Кроме того, это просто очень ценный опыт для человека. Самое интересное в работе с текстом — это возможность уйти в него с головой.
Выставка Юлии Блюхер продлится до 28 апреля по адресу: издательство «Самокат», ул. Малая Ордынка, д. 13 стр. 3
В воскресенье 23 апреля в 13:00 там же состоится открытая лекция Юлии Блюхер для начинающих и профессиональных иллюстраторов о том, как сделать книгу с нуля — от идеи к верстке.
Подготовила Дарья Доцук