Автор обзора: Евгения Шафферт
Дорожка домой
Автор Карел Райс
Иллюстратор Алиса Порет
Издательство Лабиринт
Алиса Порет, ученица К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова, довольно хорошо известна сегодня в самых разных своих ипостасях – как возлюбленная Даниила Хармса, художница, фамилию которой можно увидеть в знаменитых музеях России, и, конечно, иллюстратор детских книг, именно она нарисовала иллюстрации для первого советского издания сказки про Винни-Пуха.
Поэтический сборник чешского писателя Карела Райса адресован самым маленьким читателям. Стихотворения о гусятах, коровках, котиках и утятах на фоне сельских пейзажей, которые нынешний ребенок видит чаще на картинках, чем за окном, появились в начале прошлого века, а на русском языке впервые были изданы в 1957 году. Сегодня издательство «Лабиринт» возвращает их читателям в том же самом виде: перед нами тонкая книжка с картинками Алисы Порет. Иллюстрации реалистичные, в меру детализированные, лишены вычурной яркости, зато полны движения и эмоций, в общем, это идеальные иллюстрации для малышей. На каждом развороте есть что-то жёлтое – либо фон, либо персонажи, вообще солнечный свет – как будто один из героев этой книжки, оптимистичной и на удивление искусно выполненной.
В последнее время издатели обратились именно к этой стороне творчества художницы – её небольшим книгам для самых маленьких. Пару лет назад тот же самый «Лабиринт» переиздал книжку с вырубкой «Котик-коток», где на каждом развороте читателя встречают разные стилизованные добродушные коты, а в издательстве «Мелик-Пашаев» за последние несколько лет вышло шесть книжек с картинками Алисы Порет: стихотворение С. Михалкова «Котёнок», переводы Б. Заходера «Белый дом и чёрный кот» и другие.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Праздник непослушания
Автор Сергей Михалков
Иллюстратор Герман Огородников
Издательство Малыш
Герман Огородников, пожалуй, один из самых любимых художников старших поколений, а всё благодаря журналу «Крокодил», в том числе серии «Библиотека Крокодила», для которого он на протяжении четверти века рисовал замечательные смешные иллюстрации. Вообще в разного рода весёлых картинках художник разбирался отлично, неоднократно рисовал для одноимённого журнала и другой советской детской периодики, а в 1972 году сам Сергей Михалков обратился к нему с просьбой проиллюстрировать свою новую сказочную повесть «Праздник непослушания». Впервые повесть с картинками Огородникова появилась в 1972 году в издательстве «Детская литература», для художника это был первый опыт работы в детской иллюстрации. Впоследствии он иллюстрировал рассказы Николая Носова, сказку Эно Рауда «Сипсик», сказки Ефима Чеповецкого, и любая книга с его картинками была обречена на популярность и любовь читателей. Сегодня «Праздник непослушания» переиздаётся в первоначальном виде в серии «Лучшие книги Малыша», приуроченной к 60-летию издательства.
Картинки Огородникова к этой и другим сказкам очень узнаваемы: они яркие, с чёткими контурами, явно карикатурные, а по количеству деталей и мизансцен в одной полосной иллюстрации могут конкурировать с некоторыми изданиями жанра «виммельбух». Его манеру постоянно хочется сравнить с рисунками шведского иллюстратора Яна Лёфа, аргентинского карикатуриста Гильермо Мордилло или, допустим, нашего современника Николая Воронцова, хотя это, конечно, вовсе не один ряд, а несколько очень разных мастеров, каждый из которых не лишён чувства юмора и любит детализированные изображения.
Сказку «Праздник непослушания», педагогические принципы которой нынешним родителям кажутся сомнительными, что, впрочем, ничуть не мешает её читателям, иллюстрировали замечательные мастера. Особенно хорошо нам знакомы иллюстрации Виктора Чижикова и Георгия Юдина, именно они были неоднократно переизданы в последнее время. Напомним также об издании 1982 года с отличными картинками Евгения Медведева.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Маленький-маленький ветер
Автор Анастасия Орлова
Иллюстратор Марина Кутявина
Издательство Детгиз
Новый сборник стихотворений Анастасии Орловой, лауреата премии президента РФ в области литературы и искусства, проиллюстрирован Мариной Кутявиной, художницей из Снежинска. Она работает как живописец, была участницей множества выставок, сейчас читатели знакомятся с творчеством Кутявиной-иллюстратора.
Иллюстрировать стихотворения – задача непростая, особенно когда речь идёт о текстах Анастасии Орловой, в которых много образов и метафор. Нередко они о природе или об отдельных предметах, и художнику приходится проявить немало фантазии, чтобы остаться в рамках заданного рифмой смыслового поля и не остановиться на простых реалистичных образах. Марина Кутявина справляется с этой задачей прекрасно: она и звуки рисует, которые «вырываются из-под рук» во время игры на пианино, и дождь, который «сам себя рисует», и десятки других вещей, которые попробуй-ка ещё вообрази! В книжке используется смешанная техника: пастель, акварель, аппликации из раскрашенной вручную бумаги. Мы увидим в книге все оттенки синего и голубого, пожалуй, это основные тона сборника, впрочем, это вполне справедливо для книги, главный герой которой – маленький-маленький ветер.
Книги Анастасии Орловой появляются с завидной регулярностью, и всё время с замечательными иллюстрациями. Только в этом году издательство «Лабиринт» представило милую серию картонок Орловой для самых маленьких, а в питерском издательстве «Качели» вышел сборник «Как здорово!» с картинками Ольги Гребенник.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон | Лабиринт
Ярмарка
Автор Елена Харламова
Иллюстратор Ольга Гордеева
Издательство Карьера-Пресс
Пока российские читатели ждали, чтобы кто-нибудь издал книжки канадского иллюстратора Барбары Рейд, выразительные картинки которой целиком выполнены из пластилина, в России появился художник, который вполне может составить ей конкуренцию. В издательстве «Карьера-Пресс» вышел поэтический сборник с пластилиновыми картинками Ольги Гордеевой, иллюстратора из Санкт-Петербурга.
Книжка «Ярмарка» собрала стихотворения для детей на самые разные темы, не объединённые общими героями. Именно поэтому каждый разворот представляет свой сюжет и своих персонажей, так что мы по очереди можем полюбоваться на мультяшных зверей вокруг наряженного дерева, на жилище крота «в разрезе», на полосатый половик, который из дома перекинулся на холм, да и растянулся дальше, на полмира.
Сегодня многие иллюстраторы совмещают ручное рисование с компьютерной графикой. У Ольги Гордеевой ситуация похожая: пластилиновые картинки, с многочисленными деталями, она дорисовывает с помощью компьютера. Растровая графика очень бережно дополняет первоначальный материал, так что не теряются ни объем, ни фактура пластилина, что очень важно, ведь именно они придают особый шарм этой технике.
«Ярмарка» — не первый опыт Ольги Гордеевой в книжной иллюстрации. Ранее русские народные сказки с её картинками выходили в издательстве «Акварель» с подзаголовком «Пластилиновые сказки». Также художница работала над оформлением знаменитой стихотворной истории Леонида Филатова «Про Федота-стрельца…», но книга по каким-то причинам пока не была издана.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон
Зоопакр
Автор Татьяна Деваева
Иллюстратор Тимофей Яржомбек
Издательство Студия Артемия Лебедева
«Зоопакр» — это игровая книжка-картинка про «зоопарк наоборот»: на каждом развороте описывается выдуманная ситуация из жизни животных, очень похожих на людей. На страницах «Зоопакра» птицы организуют рок-группу, белые и бурые медведи ссорятся друг с другом из-за конфет «Мишка косолапый» и «Мишка на севере», в какой-то момент в зоопакре выключается свет, и все пугаются, и только последний разворот расставляет всё по местам: автор напоминает читателям, что очеловечивать животных следует с осторожностью, только в сказках. В «Зоопакре» много выдумок, игр-находилок, раскрасок и творческих заданий, а нарисовал (и отчасти придумал) это всё молодой иллюстратор Тимофей Яржомбек.
На сайте издательства студии Артемия Лебедева с юмором описан процесс создания книги. Отмечается, что иллюстратор для проекта нашёлся не сразу: «Присматриваемся к иллюстраторам. После пары отказов (слишком сложная и неясно сформулированная задача, а книга предполагает активное соавторство иллюстратора, а не просто оформление готового текста) обращаемся к Тиму Яржомбеку. Тим соглашается, ура». Сначала Тимофей нарисовал персонажей («звери настолько классные, забавные, характерные, что кажутся придуманными такими с самого начала»), затем художник вместе с автором идеи книги придумывали список необычных ситуаций, в которых могли оказаться жители «Зоопакра», после планировался макет книги, так чтобы на одном развороте помещалась одна ситуация со всеми картинками, надписями, описаниями и подзаголовками, выполненными авторским шрифтом. Из рассказа видно, как постепенно рождалась книга, а также становится понятна техника художника – компьютерная графика.
Тимофея Яржобмека в качестве книжного иллюстратора открыл для читателей известный редактор и издатель Илья Бернштейн, именно его Бернштейн пригласил иллюстрировать книги чешского писателя Людвига Ашкенази, изданные в серии «Книги для детей и взрослых» издательства «Теревинф». Впоследствии Яржомбек выступал в качестве художника книг для подростков, а «Зоопакр» стал его первой книжкой-картинкой для младших читателей.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Сказки
Автор Оскар Уайльд
Иллюстратор Ксения Лаврова
Издательство Речь
Новое и необычное видение сказок Оскара Уайльда представляет читателю художница из Санкт-Петербурга Ксения Лаврова. Сборник из девяти сказок английского автора проиллюстрирован большими полосными иллюстрациями, на которых много узоров, роскошных тканей и изысканных нарядов. Каждая иллюстрация как будто из двух слоев: основная сюжетная картинка ограничена вертикальной рамкой, мотивы и цвета которой перекликаются с основным изображением. Ксения Лаврова не пытается приукрасить тексты, скорее она ведёт сложный диалог с Уайльдом.
Ксения Лаврова – художник по декоративным тканям и востоковед. Она призналась, что сказки Уайльда оказались на пересечении этих её интересов, а также отметила что Уайльд не из тех авторов, кто любит пейзажи, куда больше внимания он уделяет материальной культуре. В её иллюстрациях у каждого героя свой особенный, красивый, тщательно прорисованный костюм, и для этого есть причины: «Уайльд любит экзотику, в его текстах очень много одежды, тканей, украшений. Он был ценителем текстиля и драгоценных камней, хорошо разбирался в них, несколько лет работал критиком в модном дамском журнале. В своих сказках он подробно описывает каждый камень, каждую драгоценность, все встречающиеся ткани, обивки. Он умудряется описать костюмы так, что по этому описанию их можно сшить, ни одна деталь гардероба не оставлена без внимания».
Удивительно скрупулёзно работала художница с текстом книги. В её иллюстрациях объединились английская классическая графика и индийская миниатюра могольского периода. Ксения Лаврова рассказывает: «В одном описании я узнала персонажей индийских миниатюр – может быть, именно с этих миниатюр Уайльд и описывал внешний облик своих персонажей. Мне, как востоковеду, было очень приятно это обнаружить. Конечно, я опиралась не только на описания Уайльда. У меня есть книги по истории костюма по каждой эпохе и по каждой стране, я с ними подробно работаю. Индийская, китайская, японская, африканская экзотика — это всё разная стилистика, разный текстильный материал. Как художник по тканям я понимаю, что нельзя просто так что-то напялить на персонажа и сказать, что это китайское одеяние. Надо изучить материал, понять, как делалась китайская набойка, а как венецианский бархат».
Жители и гости Санкт-Петербурга могли полюбоваться оригиналами иллюстраций Ксении Лавровой к сказкам Оскара Уайльда на выставке «Крашеная гвоздика» с 23 апреля по 5 мая этого года, а мы напомним, что «Сказки» — это не первая книга с её иллюстрациями, в 2013 году в том же самом издательстве «Речь» вышли оформленные художницей сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Дикая охота короля Стаха. Цыганский король
Автор Владимир Короткевич
Иллюстратор Юрий Яковенко
Издательство Речь
Говорят, что в Беларуси с прозой Владимира Короткевича не знаком только тот, кто не умеет читать. Впрочем, и российские читатели давно уже знают «Дикую охоту короля Стаха», как и другие произведения белорусского автора: сборник его произведений выходил ещё в 1981 году в издательстве «Советский писатель», впоследствии тексты неоднократно переиздавались. Однако ещё в 2002 году обозреватель «Библиогида» Надежда Воронова сетовала на то, что книге не повезло с иллюстраторами. Сейчас, пятнадцать лет спустя, мы можем не переживать по этому поводу, Короткевича иллюстрировали разные художники, а для очередного русского издания книги издательство «Речь» выбрало работы белорусского художника Юрия Яковенко (в Беларуси книга с этим оформлением увидела свет в 2010 г.).
Художник подчеркивает, что ему не хотелось повторяться, он стремился передать какое-то принципиально новое видение текстов Короткевича, при этом Юрий отмечает, что «Короткевич самодостаточный автор с яркими красками и соперничать с ним художнику — очень тяжело. Задача стояла одна — создать настроение в этой книге — смоделировать фантазийный фон». В результате появились чёрно-белые иллюстрации с причудливыми неожиданными границами, выполненные в технике традиционного офорта. Сюрреалистические изображения мастера далеки от реализма – они лишь отчасти передают детали сюжета, в остальном же дополняют текст и провоцируют эмоциональный отклик читателя.
Юрий Яковенко живёт и работает в Гродно. Он оформил несколько коллекционных изданий, в том числе выполнил иллюстрации для итальянского издания «Песни песней Соломона», однако в России эти работы пока не издавались.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Альфи в любую погоду
Автор Ширли Хьюз
Иллюстратор Ширли Хьюз
Издательство Карьера-Пресс
Альфи – один из самых популярных героев, придуманных и нарисованных Ширли Хьюз (а ведь она проиллюстрировала более двухсот книг и примерно для пятидесяти выступила также автором текста). Истории про повседневную жизнь обычного английского мальчика и его семейства, идилличную и чуть старомодную, художница начала сочинять в 1981 году, к настоящему моменту количество книг про Альфи перевалило за полтора десятка. Последняя, «Альфи и большие мальчишки», появилась в 2007 г. Издательство «Карьера-Пресс» представляет читателям один из сборников историй про Альфи – «Альфи в любую погоду», первое его издание на английском языке было в 2001 г.
Это книжки-картинки, в которых тщательно и нежно нарисована жизнь дошкольника. Иллюстрации выполнены в сдержанных пастельных тонах и представляют читателю этакое идеальное детство. Автор описывает события из жизни ребенка и рисует их все сразу, так что на каждом развороте расположено несколько сюжетных картинок, по одной на небольшой фрагмент текста, объединённых фоном одного тона. Одежда, игрушки, предметы быта и обстановка дома, тщательно нарисованные художницей, как будто сглажены и отсылают читателя в Великобританию примерно 50-х годов, «время больших надежд», по выражению самой художницы.
Ширли Хьюз принадлежит к числу самых титулованных иллюстраторов Великобритании. Она дважды становилась лауреатом медали Кейт Гринуэй, удостоена Ордена Британской империи за заслуги в области детской литературы и целого ряда других профессиональных премий. Ранее читатели могли познакомиться с творчеством Ширли Хьюз-иллюстратора в книгах Дороти Эдвардс «Моя озорная сестрёнка», которые выходили в издательстве «Поляндрия». В том же издательстве представлены сказки Ширли Хьюз про Дикси О’Дэй и его друга, проиллюстрированные её дочерью, Кларой Вальями.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт
Сэнди и деревянная кукушка
Автор Павел Чех
Иллюстратор Павел Чех
Издательство Энас-книга
Книга чешского иллюстратора Павла Чеха о паучке Сэнди уже выходила в 2014 году, сейчас издательство выпускает очередной тираж. «История чудесного спасения», в которой кукушка спасла паучка от грабителя, а паучок помог кукушке не погибнуть под руинами старого дома, родилась спонтанно: «На идею может натолкнуть что угодно, даже случайно услышанная фраза. Она застрянет в мозгу – и вдруг возникает история. Так случилось и с книгой про паучка Сэнди. Старинные часы с кукушкой – это ведь такая завораживающая вещь! Я вдруг представил себе паука в растрескавшемся корпусе старых часов, среди шестеренок, пружин и маятников. Все это тикает, двигается, а он плетет себе паутину, словно время над ним не властно… Мне очень понравилась идея, но я и сам не знал, что будет дальше».
Читатели охотно сравнивают иллюстрации Павла Чеха с картинками любимого мультипликатора Юрия Норштейна и австралийского иллюстратора Шона Тана, что, пожалуй, слишком смело, потому что рисунки первого куда ближе народной традиции, а второго слишком переполнены сюрреализмом. Павел Чех заполняет пространство иллюстрации размытым нереалистичным фоном, а на нём расселяет забавных, чуть гротескных и трогательных персонажей. Есть в его рисунках немного мистики и чуть-чуть стимпанка, они добавляют толику таинственности происходящему. Книга, как и большинство других работ Чеха, выполнена в технике масляной живописи. Макет книжки-картинки очень простой: увеличенный формат, большие полосные иллюстрации одинакового размера и под ними – текст.
Павел Чех живет и работает в Брно, он очень популярен в родной стране, книги с его иллюстрациями – чаще всего это книжки-картинки и комиксы – регулярно издаются с 2002 года (именно тогда вышла первая книжка-картинка, «История о маленьком черте»). Удивительно, что Павел – не профессиональный художник. Он выучился на слесаря и пять лет ремонтировал автомобили на заводе, затем несколько лет работал пожарным. Лишь в 2000-х Чех решил посвятить себя творчеству, и с 2004 года занимается исключительно живописью и книжной иллюстрацией.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Пёс не тот
Автор Роб Биддальф
Иллюстратор Роб Биддальф
Издательство Поляндрия
История про такс – беспроигрышный выбор для автора и издателя. Эту «самоварную трубу», популярную во всех странах, легко можно превратить в совершенно гротескного персонажа, достаточно лишь вытянуть ещё больше и без того длинное туловище и нарядить таксу в смешную шапку. Британский иллюстратор Роб Биддальф так и сделал, ведь, по его собственному признанию, «все любят эту собаку-сосиску, и их так забавно рисовать»!
Всё происходит в мире, населённом исключительно таксами; один из обитателей отличается от своих товарищей и решает отправиться на поиски места, где живут таксы с такими же вкусами и взглядами. Биддальф нарисовал книжку про поиск своего места в мире в самых ярких красках. Развороты книги заполнены то горизонтальными рядами разноцветных предметов и собак – все вытягивается вдоль, а не поперек, то представляют нам сцены конфуза главного героя, по две-три иллюстрации на одном развороте. Картинки с разноцветными собаками, собаками в разных нарядах и на фоне всех времен года прямо-таки оглушают: долой грусть и депрессию, отличаться от других – это здорово! Пожалуй, книжку можно прописывать страдающим от осенней и зимней хандры и жителям регионов, в которых ощущается недостаток солнца.
Роб Биддальф – автор и художник четырёх книжек-картинок, сейчас он работает над пятой. Также он оформлял книги других авторов. Биддальф неоднократно становился лауреатом профессиональных премий и вошёл в коротких список номинантов на медаль Кейт Гринуэй. До того, как стать иллюстратором детских книг, Роб Биддальф работал арт-директором крупных изданий и даже был признан дизайнером года Британской ассоциацией издателей. Издательство «Поляндрия» планирует в ближайшем будущем представить читателям ещё две его книги.
Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт
Были использованы следующие материалы:
Карел Райс. Дорожка домой. Иллюстрации Алисы Порет, 1957 г.
Создание «Зоопакра»
Ксения Лаврова о работе над сказками Оскара Уайльда
Юрий Яковенко о работе над произведениями Ю. Короткевича
Ширли Хьюз
Павел Чех
Интервью с Робом Биддальфом
Вы можете поддержать наш проект, чтобы мы могли развивать его и публиковать больше интересных авторских материалов об иллюстрированной книге.