letidor, 19.10.2012
Беседовала Татьяна Глухова
Папа Римский Иоанн Павел Второй рекомендовал своим прихожанам советские мультфильмы, чтобы с их помощью воспитывать в детях доброту и отзывчивость. На этих мультфильмах выросло уже не одно поколение детей. И вряд ли современная мультипликация сможет когда-нибудь вытеснить из детских сердец героев, которых любили еще их родители. О персонажах-долгожителях и книжных иллюстрациях рассказал «Летидору» знаменитый художник-график Сергей Алимов, известный прежде всего как «папа льва Бонифация».
— Сергей Александрович, вы начали работать мультипликатором в 1977 году. Работа художников в то время была жестко регламентирована?
— Сегодня принято жаловаться на свою судьбу и рассказывать о своих героических поступках. Конечно, вмешивались. Например, фильм «Человек в рамке», над которым мы работали, имел очевидную направленность против бюрократии. Естественно, в нем явно был политический подтекст. Французские мультипликаторы посмотрели нашу картину и сказали, что, если ее показать на фестивале, она обязательно станет победителем. Комитет по делам кинематографии счел ее не только недостойной представлять нашу страну, но и присвоил ей третью, низшую, категорию. «Человека в рамке» выпустили в показ уже во время перестройки, и многие подумали, что он создан только-только, настолько был актуален его сюжет.
Если быть совсем откровенным, я всегда делал то, что хотел, и мне никто не чинил особых препятствий. Работал много и с удовольствием. Трудности бывают у всех художников.
— Почему советские мультфильмы до сих пор смотрятся с таким интересом? За последние годы появилось много новых, более зрелищных мультфильмов. А дети до сих пор смотрят, скажем, на Бонифация и сопереживают ему.
— Изобразительное искусство само по себе вечно, поскольку в его основе лежит рисунок, образ. А потом, взять, к примеру, того же Бонифация. Он призывает к самопожертвованию, учит тому, что, делая добро людям, обретаешь счастье. Бонифаций получает свою золотую рыбку, о которой мечтал. И отпускает ее, потому что сердце его широко, и доброта безгранична. Такое искусство очень важно для воспитания детей.
Но в то же время, в нем нет дидактики, то есть фальши, которую дети чувствуют инстинктивно. Нельзя растить детей на идеологии утенка-миллионера Скруджа, на ударах и стрельбе. Если взять Премудрого пескаря, эта картина сложнее для восприятия, но она тоже учит тому, что в нашей жизни нельзя отсидеться в тишине. Можно, конечно, держаться в стороне и не искать справедливости, но это приводит к смерти и забвению. Равнодушие порождает равнодушие.
— Как вы оцениваете то, что сегодня происходит в современной мультипликации?
— Такое искусство, как мультипликация, само по себе существовать не может. Оно очень сложное, дорогостоящее, поэтому нуждается в постоянной поддержке. Сейчас государство начинает приходить в себя и понемногу помогать мультипликаторам. Оно осознало, что если мы не будем возрождать это искусство, то лишим наших детей не только радости и удовольствия, но и нравственного воспитания.
— Современные дети изменились?
— Думаю, да. Им не хватает мягкости и наивности. Они слишком прагматичны, так на них влияет нынешний материальный мир. Но я надеюсь, что это временное явление, и скоро они вернутся, во многом благодаря искусству, к нормальным человеческим отношениям, духовным и бескорыстным.
— Вы же еще и книги иллюстрируете?
— Книга — это отдельный вид искусства во времени, в ней должны быть хороший переплет, хорошая бумага, хороший шрифт и хорошая композиция иллюстраций. Художник должен заниматься книгой от и до — оформлять ее, продумывать макет и композицию, только тогда она станет совершенным законченным произведением. Важно понять замысел автора, чтобы не было диссонанса между текстом и картинками.
Но в то же время нельзя заниматься просто хронологическим иллюстрированием, это должно быть осмысление сюжета. Есть и такие художники, которые иллюстрируют книгу, не придерживаясь смысла написанного. Я — не сторонник такого творчества. Важно, повторюсь, понимать автора, но сохранять при этом свое лицо.
Я проиллюстрировал более ста книг самых разных книг, работал с журналами «Колобок», «Веселые Картинки». А сейчас продолжаю сотрудничать с журналом «Роман-газета» для детей и взрослых. Работаю с издательством «Вита-Нова», которое создает уникальные книги, очень красивые и качественные.
— Любое искусство должно быть социальным. Легко понять, как этой социальности добиваются писатели. А как действуют художники?
— Знаете, я очень социальный художник, хотя и рисую картинки на события XIX века. Я работал над иллюстрациями к «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина, сложно представить более социального автора. Писатель выражает свою гражданскую позицию словами, а я должен передать ее в образах, чтобы читатель увидел в градоначальниках своих современников.
— Когда-то вы принимали участие в благотворительном аукционе, который проводил фонд «Подари жизнь». Какие работы выставляли?
— Я всегда готов предоставлять свои работы для благих целей. Наш долг — помогать по возможности больным детям. Я нарисовал Винни-Пуха, которого купили за очень хорошие деньги. Меня это обрадовало, потому что хотя бы одному мальчику, больному лейкемией, смогли пересадить костный мозг. Каждый должен стремиться к этому, на то мы и христиане.
— Благотворительность среди художников — явление массовое?
Художник, который сегодня не является материально обеспеченным человеком, не может принимать активное участие в благотворительности. Наверное, помогать должны в первую очередь те, кому удалось достичь определенного финансового благополучия. Вместо покупки очередной яхты такие люди вполне могут дать денег больным детям. Раньше государство систематически покупало картины у художников, теперь мы ждем пока их купят. Но в массе никто не спешит покупать работы современных художников. Это странно, ведь те же Третьяковы, Морозов и Щукин приобретали полотна именно своих современников, давая им возможность развиваться и свободно творить.