Лучшие иллюстрированные книги июня 2017

Автор обзора: Евгения Шафферт

Путешествие в Крым

Автор Александр Введенский
Иллюстратор Елена Сафонова
Издательство А + А (AdMarginem)

До недавнего времени о творчестве Елены Васильевны Сафоновой вспоминали лишь в ностальгических сообществах коллекционеров букинистики, да была ещё небольшая статья в журнале «ХиП» в 2010 г. Изображения её иллюстраций к знаменитой книге Б. Житкова «Что я видел» появились в ЖЖ-сообществе kid-home-lib в 2011 году, с тех пор его участники время от времени инициировали обсуждения судьбы и творчества художницы. Летом этого года об её иллюстрациях вспомнили в профессиональном сообществе: в издательстве «AdMarginem» вышла книга с её картинками, а сотрудник РГДБ Кирилл Захаров начал серию публикаций о Елене Васильевне на сайте «Библиогид».

Книжку выбрали предсказуемо летнюю: стихотворение А. Введенского «Путешествие в Крым» о поездке двух ленинградцев к Чёрному морю, первое (и единственное) издание которой состоялось в 1929 году (интересно, что в 1929-30 гг. было издано не менее полутора десятков книг А. Введенского с иллюстрациями лучших художников – Е. Сафоновой, А. Порет, В. Ермолаевой и др.). В «Путешествии в Крым» яркие реалистичные рисунки, необычен в них, пожалуй, только колорит: море голубое с жёлтым, горы отчётливо красные, а деревья окутаны жёлтыми «шапками». Пляж на последней странице тоже красный с жёлтым, цвета не смешиваются, а как будто переплетаются с помощью тонких штрихов, этот тонкий изящный прямой штрих вообще характерен для иллюстраций Сафоновой. По мнению Кирилла Захарова, именно в этой ранней книге художницы отчётливо чувствуется влияние её учителя Петрова-Водкина: «Сразу же узнаётся фирменная гамма “трёхцветки”: жёлтый, красный и сине-зелёный».

Возвращаясь к «Что я видел», стоит отметить, что на работе с Сафоновой настоял сам Борис Житков. Для истории Алеши Почемучки, задуманной как энциклопедия современной автору жизни, требовалась масса предметных рисунков. Помимо черно-белых детальных изображений на полях, были нарисованы цветные тематические иллюстрации с животными, автомобилями, рыбами и другими группами предметов, опубликованные в книге на вклейках. Первое издание «Что я видел» с иллюстрациями Сафоновой увидело свет в 1939 году. Ещё одной её известнейшей работой являются черно-белые рисунки к прозаической сказке К. Чуковского «Доктор Айболит».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон

 

Сказочные самоцветы

Автор Сказки разных народов
Иллюстратор Дарья Герасимова
Издательство Стрекоза

Первый и единственный опыт Дарьи Герасимовой (если говорить о книгах, а не о мультфильмах) в оформлении народных сказок оказался очень удачным и столь же необычным. Два десятка сказок разных народов оформлены единообразно, в узнаваемой манере, при этом художнику удалось подчеркнуть настроение и национальное своеобразие каждого текста.

Сказка открывается большой полосной иллюстрацией, в которой на фоне декоративного пейзажа, составленного из расписанных ромбов и напоминающего рисунок на ковре или лоскутном одеяле, изображены герои или сцены из сказки. Продолжение рисунка размещено на следующей странице – цветы, птицы, сюжетные элементы выходят за границы расписного «фона» и двигаются дальше. У каждой сказки свой набор декоративных элементов и своё цветовое решение, единство же достигается за счет умело придуманной художником геометрии, или, проще говоря, похожей композиции каждого рисунка.

Перед нами уже второй тираж сборника. Первый выходил в 2008 году с подзаголовком «Гора самоцветов» и оказался безнадежно испорченным неудачной обложкой: она была оформлена другим художником, переполнена ненужными декоративными элементами, а ее стиль не соответствовал манере иллюстратора книги. Нынешний сборник, который назвали иначе, «Сказочные самоцветы», значительно выигрывает по сравнению с предыдущим изданием, поскольку обложку для него нарисовала сама Дарья Герасимова.

Это не единственная «ранняя» книга художницы, которая недавно появилась на прилавках книжных магазинов, в этом же месяце переиздали давний сборник произведений Олега Кургузова из серии «Город мастеров» (выходила в начале 2000-х в издательстве «Эгмонт»), также проиллюстрированный Дарьей Герасимовой. А в ближайшее время издатели порадуют нас совершенно новыми книгами с её оформлением: выйдет очередная авторская азбука, а также поэтический сборник «У меня живёт дракон».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Лабиринт

 

Мена

Автор русская народная сказка
Иллюстратор Николай Устинов
Издательство Нигма

Русская народная сказка о том, что богатство, доставшееся легко и без усилий, недолговечно и не приносит счастья, одновременно мудрая и смешная. Тем удивительнее видеть этот текст в иллюстрациях Николая Устинова. Пожалуй, в маленькой книжке «Мена» любимый художник показывает нам ещё одну грань своего таланта – он, конечно, не становится вдруг карикатуристом, но всё же очень здорово шутит!

В нашем сознании иллюстрации Николая Устинова – это в первую очередь самые красивые пейзажи и довольно серьёзные, строго соответствующие букве текста и национальной традиции, иллюстрации к сказкам. Девушки там непременно в сарафанах, деревянные избы – как из учебника по истории русского зодчества, предметы быта этнографически аутентичные. Всё это справедливо и для картинок к сказке «Мена»: тут и самая красивая русская природа, и изба с красным углом, и крестьяне в лаптях. Но все герои, богатые и бедные, обманщики и простодушные, изображены с изрядной долей гротеска: главный герой – простофиля, богатый купец и его слуга похожи на персонажей комедии (а ещё на великих русских писателей), цыган улыбается во все зубы, сразу видно – жулик!

Интересно, что в воспоминаниях Николай Устинов так говорил о своих отношениях с юмором: «Я всё карикатуры тогда (то есть в студенческие годы – Е. Ш.) рисовал; М. М. Черемных поощрял меня и даже помог напечататься в “Крокодиле” несколько раз. Первые мои книжки, которые я рисовал, тяготели к юмору, вернее, пытались тяготеть. Потом жизнь показала, что юмор не моё дело, и мой иллюстраторский интерес начал смещаться в сторону животных, природы, путешествий, деревни — лирики, что ли. Круг авторов, соответственно, изменился — Пришвин, Снегирёв, Сахарнов, Коржиков, Коваль; из русской классики — Л. Толстой, Тургенев, Тютчев, Майков, Блок, Гаршин…» Всё-таки оказалось, что в народной сказке без улыбки не получится обойтись!

Сказка «Мена» с иллюстрациями Устинова впервые выходит на русском языке. Раньше она издавалась в Корее.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Море бабка и охламон

Автор Александр Блинов
Иллюстратор Николай Ватагин
Издательство Нигма

Получится ли у ностальгического сборника прозы Александра Блинова хотя бы приблизиться к громкой славе «Манюни», время покажет, а вот иллюстрации Николая Ватагина – это уже само по себе событие.

Директор по развитию издательства «Нигма» С. А. Биговчий рассказал о выборе иллюстратора: «Мы провели несколько проб. Разные художники, стили, техники. Но пробная иллюстрация Николая Ватагина оказалась вне конкуренции. Тот редкий случай, когда книга «сложилась» сразу (…) Николай Евгеньевич Ватагин — один из самых ярких современных художников. Он интересный мастер, своенравный и очень востребованный. Если бы Николаю Евгеньевичу не понравилась рукопись, мы бы его не уговорили никакими силами». Автору текста, Александру Блинову, иллюстрации тоже понравились: «Я в восторге от иллюстраций! Николай Ватагин – очень талантливый художник. Я переживал, что текст Николаю не понравится. Мало того, что он умный, ироничный и тонкий человек, он ещё и оказался примерно моим ровесником. Это большая удача! Мы оба хорошо чувствуем то время, о котором идет речь в книге. Художник был со мной на одной волне, это сразу видно. Когда я впервые увидел иллюстрации, то просто опешил и от восторга, и от растерянности! Это были не мой отец, и не моя бабка… Это была какая-то другая, новая для меня реальность! Я промучился два дня и понял, что уже их полюбил — моих новых родителей, бабку и весь этот ватагинский прекрасный чумовой мир. По сути это две книги: книга текстов и книга иллюстраций, которые удивительным образом вплелись одна в другую и обогащают одна другую».

Иллюстрации Ватагина в книге (все до одной овальные, как будто в старинной фоторамке, а к ним ещё придуманы стилизованные буквицы, которыми выполнены заголовки) представляют собой юмористические картинки из прежней жизни курортных мест. На фоне синего моря стоит типичный ДК со столько же типичным Ильичом, женщины в цветастых косынках, а мужчины в матросках (матросы) или шляпах (служащие), толстая мороженщица с «химкой» и примерно такая же продавщица кваса, куры, козы, чайки – список узнаваемых предметов-маркеров можно продолжать бесконечно. И, конечно, улыбаться, ведь художник кажется так и делает!

Ватагин – востребованный художник, его картины есть в собраниях ведущих музеев России, он постоянно выставляется. На своём официальном сайте он пишет: «Теперь на вопрос о моей профессии с гордостью отвечаю (хотя в глубине души мне немного и стыдно), что я живописец и скульптор». Видимо, текст этот сочинялся до того, как Николай Евгеньевич стал ещё и иллюстратором детских (и не только) книг! Первые его детские книги – визуальные энциклопедии о транспорте – появились в издательстве «Мелик-Пашаев» в 2014 году, затем было несколько не очень детских изданий, оформленных для «Красного парохода», и вот, наконец, читатели дождались детской художественной прозы российского автора с иллюстрациями Ватагина.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Озон | Лабиринт

 

Давайте устроим оркестр

Автор Юрий Владимиров
Иллюстратор Юлия Богатова
Издательство Детгиз

Хороший сборник детских произведений ОБЭРИУта Юрия Владимирова будет кстати в любой детской библиотеке, этот же примечателен ещё и новыми интересными иллюстрациями Юлии Богатовой. Владимиров пишет о разном, а Богатова объединяет его тексты картинками, в каждой из которых есть немного авангарда и театра.

Иллюстрации с обилием оттенков красного и «фирменными» разноцветными фонами, как будто представляют нам выступления артистов. Книга открывается форзацем с театральными декорациями, среди чудаков из самого известного одноимённого стихотворения поэта затесался Пьеро, а дети, которые устроили оркестр, похожи на циркачей. Современный подход к оформлению детской иллюстрированной книги очень необычно сочетается тут с явными намёками на времена, когда эта литература создавалась. Достаточно взглянуть на одежду людей на картинках и детские игрушки: нынче такое не носят и так не играют.

Детские произведения Юрия Владимирова издают редко, и обычно это сборники, например, книжка «Чудаки» с иллюстрациями Светозара Острова (СПб.: Амфора, 2011), или переиздания, вроде маленькой брошюры «Чудаки» с иллюстрациями Михаила Фёдорова (М.: Нигма, 2016). Думается, редакция «Детгиза» не случайно пригласила для создания совершенно новых иллюстраций Юлию Богатову, именно она шесть лет назад оформила сборник произведений Александра Введенского, современника Владимирова, а ещё раньше, в 2007 году, стала лауреатом премии «Образ книги» за иллюстрации к поэтической книге Михаила Яснова «Детское время».

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Лабиринт

 

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Автор Сельма Лагерлеф
Иллюстратор Антон Пик
Издательство ИД Мещерякова

Хотя Антон Пик является одним из известнейших европейских художников, в России до сих пор не было изданий с его иллюстрациями. А ведь Пик за свою жизнь проиллюстрировал три с половиной сотни книг, а ещё его картинки с очень гармоничными, сказочными, условно-средневековыми городскими и лесными пейзажами неоднократно печатались на открытках, календарях – в общем, расходились миллионами копий. «ИД Мещерякова» начинает знакомство российских читателей с творчеством знаменитого нидерландского художника с книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

Неяркие, детальные и изящные картинки с безупречной композицией сразу подскажут читателю, что Пик наследует традициям золотого века европейской детской иллюстрации. Глядя на них, нельзя не вспомнить творчество Артура Рэкхема, Кая Нильсена, Йона Бауэра и Эдмунда Дюлака. Пик был удивительно работоспособен: помимо создания иллюстраций, он работал учителем рисования, занимался оформлением музеев, в том числе голландского национального развлекательного парка Эфтелинг, в котором оживают самые известные европейские сказки. В 1984 году, за три года до смерти художника, был также открыт музей, посвящённый самому Антону Пику и его творчеству.

«ИД Мещерякова» не ограничивается книгой о приключениях Нильса. В печать сдан также сборник сказок братьев Гримм, проиллюстрированный Антоном Пиком. Оригиналы иллюстраций для публикации были предоставлены нидерландским музеем художника.

Смотреть иллюстрации

 

Тот, особенный

Автор Кьяра Лоренцони
Иллюстратор Франческа Дафне Виньяга
Издательство Поляндрия

Едва ли не каждый месяц издательство «Поляндрия» представляет нам нового талантливого иллюстратора, в июне мы знакомимся с творчеством Франчески Дафне Виньяга и её работами для книжки-картинки «Тот, особенный».

Под обложкой книги нет сюжета, там скрыта история без истории, этакий лиричный верлибр. На каждой странице автор текста сравнивает что-то (или кого-то) особенного с разными предметами, и лишь в самом конце читатель поймёт, о чём таком особенном шла речь. Подобный текст, конечно, даёт огромные возможности художнику, это вам не диалог жирафа в синем свитере на перекрестке под светофором. Попробуй только нарисовать его стоящим на лугу в зелёном платье, и юные читатели ни за что не простят. Здесь же на одной странице «женщина с грустными глазами, наверное, все их растеряла или уже не помнит, куда положила», на другой кто-то «сладкий, уютный, он пахнет сном и пижамой». Много простора для творчества и есть возможность изобразить то, что кажется по-настоящему важным! Художница целиком и полностью использует её: цветными карандашами и акварельными красками она рисует ветвящиеся растения (один из её любимых образов, который встречается почти в каждой проиллюстрированной Виньяга книге), животных и детей в мягких приглушенных тонах. Все такое трогательное – щенки, ежонок в траве, котёнок в зонтике – что хочется разобрать книжку на открытки и отправить с пожеланиями знакомым подросткам.

В Италии книга вышла год назад, и для авторов это уже второй опыт совместной работы. Франческа Дафне Виньяга из тех молодых авторов, которые успевают всё: она рисует иллюстрации к детским книжкам, за которые получает национальные (в Италии) и международные (последний в раз – в ОАЭ) премии. Также она работает в объединении Tofufilms, где принимает участие в создании музыкальных клипов. Несколько лет назад художница путешествовала с волонтерским проектом по Юго-Восточной Азии, встречалась с детьми и занималась с ними рисованием, сейчас она делает добрые дела у себя на родине: Франческа сотрудничает с центром психологической реабилитации детей, совместно с которым устраивает творческие мастер-классы и делает росписи стен.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Пандора

Автор Виктория Тёрнбулл
Иллюстратор Виктория Тёрнбулл
Издательство Поляндрия

Книжка-картинка «Пандора» — это история возрождения, рассказанная с помощью понятных ребёнку метафор. Главная героиня книжки, лисичка Пандора в трогательном детском платьице, живёт в бесцветном мире, наполненном разным хламом. Однажды к Пандоре прилетает маленькая раненная ласточка (совсем как в книге «Лев и птичка» Марианны Дюбук, о которой мы рассказывали некоторое время назад), лисичка мастерит для неё гнёздышко и помогает вновь научиться летать. Так у лисички появляется крылатый друг, а мир Пандоры наполняется цветущими холмами и полями.

Идея книги пришла в голову Виктории Тёрнбулл, когда она узнала о новом открытии археологов: была обнаружена пещера, а в ней – петроглифы и ещё детские и лисьи следы. Так родилась героиня – лисичка-ребёнок, которая жила в заброшенном, всеми забытом мире и пыталась улучшить его, как умела. Для того, чтобы изобразить горы сломанных вещей, среди которых живёт Пандора, Виктория ходила по разным музеям, где фотографировала причудливые, вышедшие из обращения предметы, а эффект безжизненности и заброшенности этого мира достигался с помощью цвета: первые развороты, те, на которых лисичка живёт одна, нарисованы в мрачных, неярких тонах, единственное цветное пятно там – сама Пандора, но постепенно мир наполняется жизнью и цветом. На последних страницах перед читателем разворачивается яркий, наполненный солнцем пейзаж.

Виктория Тёрнбулл рисовала преимущественно вручную. Сначала она делала черно-белые иллюстрации простым карандашом, сканировала их и распечатывала на плотной бумаге. Затем раскрашивала цветными карандашами и пастелью, добавляя все больше цвета от картинки к картинке. Окончательно иллюстрации дорабатывались вновь на компьютере, а позже издательство предложило интересное решение для обложки книги: она не картонная, а тканевая. При встрече с книгой читатель испытывает не только яркие визуальные, но и неповторимые тактильные ощущения, которые, по всей видимости, должны подчеркнуть основную идею книги: самое главное – это подлинность.

Для молодой британской художницы это уже третья авторская книга. Предыдущие две работы были созданы Викторией во время обучения в Кембриджской школе искусств, при этом дебютная книжка-картинка, «Водяной тигр», была номинирована на медаль Кейт Гринуэй.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Георгий и дракон

Автор Ульф Старк
Иллюстратор Анна Хеглунд
Издательство AlbusCorvus

Одна из самых печальных новостей этого июня – смерть шведского писателя Ульфа Старка. По случаю, именно в этом месяце издательство «AlbusCorvus» представило читателям очередную книгу любимого автора, авторское переложение жития святого Георгия, известного нам ещё как Георгий Победоносец. Иллюстрации к книге выполнила Анна Хёглунд, которая неоднократно рисовала для текстов Ульфа Старка; в Швеции книги «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и «Моя сестрёнка – ангел» издавались как раз с её иллюстрациями.

«Георгий и дракон» из тех книжек, которые могут и вовсе обойтись без иллюстраций, это не книжка-картинка. Современному художнику не очень-то просто самовыражаться в этой реальности, подчиняя собственное творчество рамкам текста, но Хёглунд справляется виртуозно. Её картинки неяркие, чем-то близкие к наивному искусству и очень эмоциональные: выражение лица есть не только у людей, но у всех живых существ. Она охотно изображает персонажей, в характеристике которых огромное значение приобретают жесты – поворот головы или взмах руки подчас полностью меняют настроение от происходящего в тексте. Кое-где она шутит – взгляните на принцессу на страницах книги, не правда ли художник подмигивает своему великому соотечественнику Йону Бауэру?

В России это уже вторая книга с иллюстрациями Анны Хёглунд, шесть лет назад в издательстве «Мир Детства Медиа» выходила ещё одна их совместная с Ульфом Старком книга «Маленький Асмодей». В Швеции Хёглунд сегодня считается одним из самых известных иллюстраторов детских книг, она рисовала картинки к произведениям Барбру Линдгрен и Ульфа Нильсона, а также сама сочинила и проиллюстрировала два десятка историй. В прошлом году её авторская книга для подростков «Быть мной» вышла в одном из украинских издательств.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Озарения Альберта Эйнштейна

Автор Фредерик Морло
Иллюстратор Анн-Марго Рамстейн
Издательство AdMarginem

Очередное художественное упражнение на философскую тему пополнило детскую серию «Платон и Ко». Каждая книга серии представляет философа в некоей выдуманной ситуации, он становится участником условного сюжета, который позволяет герою сформулировать и высказать ряд важных идей или сформулировать целую мировоззренческую систему. На этот раз авторы предлагают читателям стать свидетелями фиаско Альберта Эйнштейна, которое помогло ему понять тайны вселенной и привело к величайшим открытиям.

Иллюстрации Анн-Марго Рамстейн напоминают экзерсисы архитектора в живописи. В них много геометрических композиций с неочевидным смыслом, но хорошо выраженной эмоцией. Люди, изображенные толпой, похожи на ожившие картонные фигурки, впрочем, в них нет ни агрессии, ни меланхолии, они просто стали участниками большой игры, которую художница ведёт с пространством.

Как и другие иллюстраторы переводной французской серии «Платон и Ко», Рамстейн совершенно незнакома российскому читателю. Художница училась в Париже и Страсбурге, а сейчас живёт и работает в Канаде. Она является соавтором нескольких детских книг, самая известная из них – познавательная книжка-картинка «Before After», опубликованная в издательстве Candlewick. Её иллюстрации нередко появляются в французских журналах, она рисует обложки, карикатуры и оформляет тексты статей. Анн-Марго Рамстейн выпустила несколько книг в популярном сегодня жанре «раскраски для взрослых» и в данный момент работает над книжкой-картинкой о спорте. «Озарения Альберта Эйнштейна» — это её первая книга, которая вышла в 2010 году.

Смотреть иллюстрации
Купить книгу Myshop | Озон | Лабиринт

 

Были использованы следующие материалы:

Кирилл Захаров. Сафонова Елена Васильевна
О Елене Сафоновой
Устинов Николай Александрович
Александр Блинов «В детстве ты просто купаешься в счастье»
Интервью с С. А. Биговчим
Интервью с Франческой Виньяга
Виктория Тёрнбулл, Великобритания

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *