Традиционно (да-да, уже целый второй раз!) подводим итоги года — хотим выяснить, что хорошего принес нам он в области иллюстрированной книги. В прошлый раз мы дотошно опрашивали наших художников, самых что ни на есть экспертов книжной графики; в этот решили обратиться к другим непосредственным (и очень заинтересованным) участникам процесса — издателям, тем, от кого, в конечном итоге, зависит, что же мы видим на наших прилавках. И попросили выбрать их три лучшие, с их точки зрения, иллюстрированные книги года — две собственные и одну, выпущенную другим издательством. Что из этого получилось — читайте в нашем итоговом материале.
Людмила Никитина, главный редактор издательства «Абрикобукс»
Так принято, что при написании рецензий на книги имя автора всегда указывают первым, а художника — вторым. Мы выбрали три книги, каждая из которых — результат совместной работы автора и художника (в последнем случае — духовного диалога автора и художника, живущих в разное время).
«Артуро»
автор Ванесса Родригес Перес, иллюстратор Сальвадор Рохо Флорес, издательство «Абрикобукс»
«Артуро» — книга, которую Сальвадор Рохо Флорес и Ванесса Родригес Перес создавали вместе. В основе текста — две темы, и художнику необходимо было при помощи изобразительных средств их отразить. Первая — тема тяги к своим корням и природе. «Ты скачи, лошадка белая моя, мчи туда скорее, где родился я…» Эта старинная народная песня — главный лейтмотив «Артуро». При помощи имитации такой техники, как аппликация, Сальвадор добавляет рукотворные элементы в книгу: все домашние сцены будто созданы при помощи ножниц, клея и картинок из журналов.
Вторая — тема свободы. Каждое живое существо стремится к ней. Повзрослев и покинув свой дом, человек часто скучает по родному месту, где ему суждено было родиться. Так и белый медведь Артуро тоскует по холодному искристому снегу своей родины. Подчеркивая неестественность того, что полярный медведь вынужден страдать в аргентинском зоопарке, Сальвадор изображает людей, пришедших поглазеть на животных в клетках, нарушая пропорции их фигур и добавляя грязно-серую гамму в краски, при этом Артуро, его подруга Пушинка и Арктика изображены с преобладанием белого, голубого и розового цветов. Именно такие цвета имела бы свобода, если бы её можно было увидеть. Возможно поэтому, ощущения от прочтения книги самые светлые. Ведь нет ничего в этой жизни прекраснее свободы.
«Волшебник из фонаря»
автор Наталия Волкова, иллюстратор Мария Богданова, издательство «Абрикобукс»
Перед художником сборника стихов Наталии Волковой «Волшебник из фонаря» стояла непростая задача: сделать книгу праздничной, волшебной и зимней, при этом без перебора новогодней доминанты в настроении. Для ее решения Мария Богданова выбрала новую для себя технику, на которую ее вдохновили английские цветные карандаши. Каждый материал диктует свою пластику, и карандаш дал ту ясность и лаконичность, какая художнику слышалась в стихотворениях Наталии Волковой. Еще одна особенность книги в том, что все иллюстрации созданы в ограниченной цветовой гамме, в которой преобладают красный, синий, голубой и желтый спектр, при этом почти полностью отсутствуют оттенки фиолетового и зеленого. Рисовалась эта книга летом, на даче, что забавляло окружающих, так как в тексте много зимних сюжетов.
«Питер Пэн и Венди»
автор Джеймс Барри, иллюстратор Максим Митрофанов, издательство «Речь»
Лучшей иллюстрированной книгой года мы бы выбрали «Питера Пэна и Венди» Джеймса Барри с иллюстрациями Максима Митрофанова (издательство «Речь»). Очень непросто, с нашей точки зрения, сказать новое слово в иллюстрации к величайшей истории, написанной более ста лет назад. Образы, которые диктуют многочисленные экранизации и переиздания, казалось бы, удовлетворили наше воображение сполна. Однако такое слово сказано. Максиму Митрофанову потребовалось много лет на осмысление книги (от преодоления штампов, связанных с образом мальчика, который не хотел становиться взрослым, до нового прочтения, когда ему в руки попала несокращенная версия текста в переводе Нины Михайловны Демуровой), а потом еще много месяцев ушло на работу над воплощением замысла. Не менее тщательно, чем Максим работает с иллюстрациями, он изучил и текст, показав читателю детали, не раскрытые ранее. Многим взрослым его иллюстрации, сделанные тушью, могут напомнить английскую гравюру XIX века, а еще наверняка вспомнятся черно-белые «разукрашки» советского периода, краски на которых проявлялись, стоило лишь провести по картинке кистью с водой. Цветные иллюстрации, выполненные в смешанной технике, и формат позволяют по-новому посмотреть на читанную-перечитанную сказочную историю. В результате размышлений художника получилась веселая, бесхитростная… и очень сердечная книга в новом прочтении.
Наталия Соломадина, главный редактор ИД «Арт Волхонка»
«Оркестр и его обитатели»
автор Владимир Зисман, издательство «Арт Волхонка»
«Оркестр и его обитатели» — удивительная история о мире музыкальных инструментов, об их появлении, отношениях друг с другом в том волшебном собрании, которое мы называем «оркестром». При этом юный читатель с одной стороны, понимает, как это сложно и иной раз даже опасно учиться воспроизводить и создавать настоящую музыку, с другой — насколько это увлекательно — перевоплощаться в флейту-пикколо или в контрабас и становиться автором того, от чего все вокруг приходят в восторг. Другими словами — эта книга обо всех инструментах симфонического оркестра, о роли и важности каждого из них и о том, какие волшебные тропинки открыты перед каждым юным музыкантом, который впервые взял в руки смычок, сел за рояль, или поднёс к губам трубу.
«Консервы для Наполеона»
авторы Гелия Певзнер, Мария Марамзина, иллюстраторы Татьяна Никитина, Ольга Золотухина, издательство «Арт Волхонка»
«Консервы для Наполеона» — вторая книга серии изданий для детей, посвященных искусству кулинарии. Если спросить, какое отношение император Наполеон Бонапарт имеет к истории кухни, скорее всего все сразу же вспомнят торт «Наполеон», но в новой книге речь пойдет не о нем, а о консервах. В самом начале своего правления Наполеон посулил огромную премию в тому, кто придумает новый способ хранения продуктов. Конкурс выиграл кондитер Николя Аппер. С консервами мы и наши дети встречаемся каждый день – от зеленого горошка до сгущенки и огурцов. Варенье, соленье, вяление и копчение известно человечеству с древности. А вот имя автора открытия консервированных продуктов Николя Аппера, несправедливо забыто. Об удивительных научных открытиях, предшествовавших этому изобретению, будет интересно узнать и взрослым, и детям. Для российских дачников, как и в первой книге – рецепты для домашнего консервирования из старинных книг. Читатель побывает в легендарном Чреве Парижа, узнает о возникновении ресторанов и гастрономической критики. Книга расскажет, какой путь прошли консервы от фруктов и овощей в бутылках для шампанского до привычной консервной банки, об изобретении Папенова котла — прообраза современной скороварки, линз для микроскопа и других инструментов. На страницах книги вместе с главным героям появятся короли, журналисты и ученые, книга так же познакомит читателя Левенгуком, прообразом героя книги Гофмана «Повелитель мух», «отцом французского картофеля» Антуаном Парментье и профессором кухнологии доктором Пуфом, которого придумал русский писатель Владимир Одоевский. И, конечно же, книга не умолчит о Французской революции и войне 1812 года.
«Медведь и пианино»
автор и иллюстратор Дэвид Литчфилд, издательство «Мастерская детских книг»
«Медведь и пианино» — первая книга автора и художника Дэвида Литчфилда. Она издана на 15 языках и заслужила широкое признание мировых критиков, любовь маленьких читателей и их родителей. Город дал всё, о чем медведь когда-либо мечтал, но в глубине души он чувствует: что-то гнетет его сердце… Сторителлинг на английском языке трогательной истории о том, куда нас уводят мечты, и о тех, кто ждет нашего возвращения.
За книгу «Медведь и пианино» Дэвид Литчфилд был удостоен престижной книжной премии Waterstones и получил более двадцати наград и номинаций по всему миру.
Татьяна Кормер, генеральный директор издательства «Белая ворона»
Две мои самые любимые наши книжки в этом году «Чудо ты и триллионы твоих жильцов» Флоор Ридер и «Скандинавские сказки» с иллюстрациями Виктора Пивоварова.
Они очень разные, сделаны в разное время, их разделяют примерно 35 лет, но есть и что-то общее. Иллюстрации в этих книгах — яркий пример нестандартного решения привычной темы. Когда взгляд художника позволяет взглянуть на текст с неожиданного угла зрения и таким образом открыть заново знакомые вещи. Но, разумеется, это очень разные книги и они ставят перед художниками совершенно разные задачи, решали их художники совершенно по-разному.
«Чудо ты и триллионы твоих жильцов»
автор Ян Паул Схюттен, иллюстратор Флоор Ридер, издательство «Белая ворона»
Флоор Ридер является фактически соавтором, она не только придумывает множество остроумных способов изобразить не изображаемое, она дополняет текст своими параллельными сюжетными линиями, персонажами и их репликами.
Вот пример из первой книги, «Загадка жизни или грязные носки Йоса Гротьеса из Дрила», я его могу привести, т.к. это серия, а пример очень яркий. У нас есть эксперимент с бактериями, которые в течение 30 лет размножаются в Чашках Петри. Как изобразить, что прошло 10, потом 20, потом 30 лет? Наша задача, чтобы юный читатель не умер со скуки. Флоор Ридер придумала историю с вечеринкой бактерий, которые слушают хиты разных лет.
Или человеческая фигура составленная из муравьев — иллюстрация к вопросу, можно ли наше тело рассматривать как симбиоз различных организмов. Или изыскано затейливый узор на обложке, состоящий, если приглядеться, из кишок и прочих внутренних органов? Все эти сюжеты выдуманы художницей, ничего этого нет в тексте, и тем не менее, иллюстрации идеально работают на общий замысел — заставить читателя изумиться тем, как он бесконечно сложно устроен.
«Скандинавские сказки»
иллюстратор Виктор Пивоваров, издательство «Белая ворона»
Пивоваров, придумывая свою книжку, строжайшим образом остается в рамках текста. Нет ни одной привнесенной выдуманной детали. И, тем не менее, впервые открыв книгу, человек испытывает легкий шок. Я думаю что, конечно, этот эффект режиссерски просчитан художником.
Из привычных общеевропейских сказок художник извлекает совершенно неожиданные сюжеты иллюстраций. (Удивительно, что за 35 лет, прошедших с момента издания книги, это свойство изумлять читателя нисколько не пропало). Благодаря этому изумлению обнажается сущность сказки. Ведь сказки совсем не то, чем кажутся, и придуманы совсем не для развлечения детей. Художник ни на йоту не отступая от текста смог создать ощущение той бездны, уходящей в глубину веков, откуда как отголоски чего-то неведомого пришли народные сказки. Как ни странно, дети чувствительны к этим материям, хотя ничего не знают о теории сказки. Книга нравятся детям именно тем, что она совсем «не детская».
Я очень хорошо помню наш восторг, когда эту книгу подарили нам с братом мне было 12, а ему 7. И сейчас, на выставке, я видела, как дети буквально «залипали» на эти иллюстрации.
«Золото Хравна»
автор и иллюстратор Мария Пастернак, издательство «Розовый жираф»
На выставке «Non/fiction» я купила себе эту книгу, выпущенную «Розовым жирафом», прочитать ее, правда, еще не успела. Картинок там мало, они хорошие, но по-настоящему можно их оценить только прочитав книгу.
Татьяна Мантула, главный редактор «Вилли Винки», детской редакции издательства «АСТ»
«Камень, ножницы, бумага. Битва»
автор Дрю Дейуолт, иллюстратор Адам Рекс, издательство «Редакция Вилли Винки»
Любите неординарные сюжеты и смешное комиксное рисование? Добро пожаловать в волшебный мир обычных вещей! В этой книге они превращаются в бойцов, сражаются друг с другом и ищут сильнейшего. Кто кого – полупустой пакетик орешков или бумажка? Ножницы или замороженные наггетсы? Булыжник или прищепка? Настоящие олимпийские игры в корзине для бумаг и на заднем дворе!
Оказывается, знаменитая на весь мир игра «Камень, Ножницы, Бумага» родилась не просто так. У неё есть предыстория, которую мастерски рассказал сценарист мультфильмов «Тимон и Пумба», «Вуди Вудпеккер» и других Дрю Дэйуолт, а нарисовал Адам Рекс, многим уже знакомый по серии пикчербуков Нила Геймана о панде Чу с богатырским суперчихом. Торжество авторской фантазии и абсурдистского юмора дополняет смешное комиксное рисование и хулиганские шрифты.
«Проблемы пингвинов»
автор Джори Джон, иллюстратор Лэйн Смит, издательство «Редакция Вилли Винки»
Наша любимая книга о ворчливом пингвине, который в каждый момент своей жизни испытывает всевозможные досадные неудобства, сердится и комментирует их с обязательным сарказмом. При этом книга ничего не пропагандирует: просто позволяет посмотреть со стороны на мироощущение пессимиста. Выкрученное до максимума, оно вызывает улыбку даже у малышей. Джори Джон – мастер сдержанного юмора, который считывается читателями всех возрастов. На каком-то этапе пингвин встречает свою противоположность: большого, спокойного, мудрого, любящего жизнь моржа. Между ними происходит разговор, в результате которого каждый остается при своем, предоставляя читателю решать самому, какая позиция ему ближе.
«Книга холода, льда и снега»
автор Екатерина Степаненко, иллюстратор Поля Плавинская, издательство «Пешком в историю»
Эта книга издательства «Пешком в историю» — большой словарь зимы и всего, что с ней связано. Факты, истории, мифы и легенды о льде, холоде и снеге собраны и рассказаны в ней в алфавитном порядке. Морж и мороженое, румянец и Рождество, Тартар и тундра – чего здесь только нет! Зима показана через призму самых разных понятий и наук: от астрономии до философии и от биологии до истории. Всё, что поражает наше воображение: тайны природы и опасные приключения прошлого, законы физики и фантастические сказки – собрано под одной обложкой. Иллюстрации к этой книге нарисовала талантливая художница Полина Плавинская, с которой мы также с удовольствием сотрудничаем.
Дарья Облинова, редактор издательства «Качели»
«Тигр в саду»
автор и иллюстратор Лиззи Стюарт, издательство «Качели»
Наша главная новинка сезона – потрясающая книга Лиззи Стюарт «Тигр в саду». Премия World Illustration Awards, учрежденная Британской ассоциацией иллюстраторов, признала Лиззи Стюарт лучшим детским профессиональным иллюстратором 2017 года. Эта премия — одна из самых престижных в мире книжной и рекламной иллюстрации. Жюри выбирало победителей из 2300 заявок, отправленных из 64 стран. И именно эта книга зацепила специалистов больше всего.
Примечательно, что художница сама написала историю, а кому, как не такому творческому человеку, писать о творческом воображении! Главный посыл книги – разбуди свое воображение, и мир никогда не будет скучным для тебя, ведь каждый из нас – творец собственной вселенной. Иллюстрации – тоже об этом: в обычном скучном саду вдруг появляются огромные тропические бабочки, белый медведь и главный герой – тигр.
Мы старались сделать переводное издание не хуже оригинала: цветопередача, обложка с интересной фактурой и тиснением (все растения – объемные!). И, кажется, у нас всё получилось.
«Зонтик»
авторы и иллюстраторы Ингрид и Дитер Шуберт, издательство «Качели»
Книга «Зонтик» — настоящий рай для любителей иллюстраций, ведь текста здесь нет совсем! Зато есть большая история маленького щеночка, которого унесло ветром на зонтике. Он встретит много разных животных, увидит прекрасные места нашей планеты, побывает под водой, в джунглях и даже за Полярным кругом! Главное достоинство книжек-картинок – историю каждый раз можно рассказывать по-разному. А потом просить малыша рассказать свою (вот увидите, она получится не менее захватывающей!). А еще – не забудьте заглянуть на форзац и нахзац: приключения продолжаются и там!
Больше тридцати лет Ингрид и Дитер Шуберт создают книжки-картинки. Их первая книга «Крокодил в моей кровати» была издана в четырнадцати странах – и это было только началом успешного пути. На сегодняшний день художники выпустили более сорока детских иллюстрированных книг. Разворотные иллюстрации с тщательно прорисованными деталями позволяют продумывать истории во всех подробностях, следить за эмоциями персонажей и любоваться пейзажами потрясающей красоты.
«История старой квартиры»
автор Александра Литвина, иллюстратор Аня Десницкая, издательство «Самокат»
Из книг, выпущенных в других издательствах, хочется отметить «Историю старой квартиры». Целый век вместился в одну книгу издательства «Самокат». И получилось это, судя по всему, благодаря огромной совместной работе автора и художника. Книга цепляет уже с форзаца, на котором – коллаж из настоящих документов и фотографий. А дальше – квартира в разрезе, которая меняется вместе с тем, что происходит в нашей стране. Даже не представляем, насколько внимательным нужно было быть художнику, чтобы не упустить ни одной детали: пресс-папье, проросшая картошка, примус, патефон, собранный чемодан на случай ареста, радиола, клетчатые сумки для товара и фарфоровые слоники… Каждая вещь хранит свою историю. Рассматривать издание можно часами, получился настоящий виммельбух. А взрослые почувствуют безграничную ностальгию: вот же он – пластмассовый конь на колесиках, совсем как из моего детства!
Татьяна Руденко, генеральный директор издательства «Мелик-Пашаев»; Мария Мелик-Пашаева, главный редактор
“Шёл по городу скелет”
автор Алексей Ерошин, иллюстратор Максим Покалёв, издательство «Мелик-Пашаев»
В стихах Алексея Ерошина очень много игры, веселья, чудачества. Нам хотелось подобрать художника, который сможет органично передать это всё в своих рисунках, и, после долгого поиска и проб (да, мы предлагали нескольким другим художникам попробовать проиллюстрировать эту книгу) мы поняли, что молодой казанский художник Максим Покалёв — это именно тот, кто нам нужен. Ценно, что результатом доволен и автор стихов Алексей Ерошин: “У этого сборника есть одно удивительное свойство: иллюстрации Максима Покалёва на бумаге живут особенной жизнью. В них такая масса мелких подробностей из бытия героев — главных, второстепенных, пятнадцатых по счету и даже вовсе случайных, что эти подробности можно изучать и разглядывать часами. И сложно сказать сходу, какая картинка лучше”.
“Владимир Дуров”
автор Александр Ярин, иллюстратор Александр Егоров, издательство «Мелик-Пашаев»
Эта книга открывает нашу новую серию “Вот это люди!”. В ней мы будем рассказывать о легендарных соотечественниках, чьи имена сейчас, на наш взгляд, неправомерно забыты. А чтобы читать было интересно самым маленьким детям — от пяти лет, рассказ о личности будет идти через профессию, а не через биографию в чистом виде.
В книге про Владимира Дурова, к примеру, очень много материалов о цирке в целом, о его истории, о цирковых профессиях, о цирковой “кухне”. И само содержание диктовало нам форму: в макете книги сочетаются старые афиши “Уголка дедушки Дурова”, архивные черно-белые фотографии, и яркие, очень живые и современные рисунки московского художника-карикатуриста Александра Егорова.
«Оркестр и его обитатели»
автор Владимир Зисман, иллюстратор Ольга Золотухона, издательство «Арт Волхонка»
В этой книге сочетается множество самых разных визуальных решений (фотографии, рисунки, фотоколлажи, шрифтовые решения), но, что очень важно, это помогает в восприятии текста, а не запутывает. Выразительность здесь очень осмысленная. На разных страницах мы видим рисование абсолютно разного стиля: где-то это плоский силуэтный рисунок, где-то — карандашный набросок, а где-то — точная и достоверная прорисовка музыкальных инструментов. Всё это разнообразие работает на передачу содержания. Общее впечатление от книги остаётся такое: она логичная, что важно для познавательной книги, при этом очень живая и современная. При обилии разнообразных дизайнерских и художественных решений книга остается очень ясной.
Вадим Мещеряков, глава Издательского Дома Мещерякова
«Приключения Тома Сойера»
автор Марк Твен, иллюстратор Норман Роквелл, ИД Мещерякова
Уходящий год был богат на книжные события. Если говорить о нашем издательстве, то, конечно «книгой года» я назову «Приключения Тома Сойера» с иллюстрациями Нормана Роквелла. Я давно мечтал издать книгу с рисунками этого художника, и в этом году звезды сошлись: впервые в России «Том Сойер» с иллюстрациями Роквелла. Издание с тканевым корешком, в блоке тонированная бумага. Ну а то, что книга оказалась в музее Марка Твена, на родине писателя, в городе Ганнибал (Миссури, США), считаю просто фантастикой.
«Этюд в багровых тонах»
автор Артур Конан Дойл, иллюстраторы Рихард Гутшмидт и Наталия Михальчук, ИД Мещерякова
Еще одно знаковое для нас событие — книга «Этюд в багровых тонах» Артура Конан Дойла, с которой началась серия книг писателя. Хотелось привычного всем «Шерлока Холмса» издать по-новому, современно. Так возникла идея соединить старые классические черно-белые иллюстрации с новыми цветными, что, на мой взгляд получилось. Также хочу отметить работу дизайнеров и шрифтовиков над книгами серии.
«Евгений Шварц. Избранное»
автор Евгений Шварц, иллюстратор Игорь Олейников, издательство «Азбука»
Если говорить о книгах других издательств, то отмечу сборник произведений Евгения Шварца («Азбука») с иллюстрациями Игоря Олейникова. Во-первых, пьесы Шварца никогда не издавались с иллюстрациями, и это уже повод отметить книгу. Во-вторых, мне кажется, что выбор художника в данном случае — попадание в десятку. Тандем Шварц-Олейников — несомненная удача издательства.
Алёна Яицкая, маркетолог направления «МИФ.Детство», издательство «МИФ»
«Чудо»
автор и иллюстратор Сандра Дикманн, издательство «МИФ»
Прекрасная книга — красочная трогательная история о потерявшемся белом медведе от молодой подающей большие надежды художницы Сандры Дикманн. Книга вышла в этом году и успела отметиться в списке Kirkus Reviews Best Books of 2017. Эту книгу сложно обойти стороной, потому что иллюстрации впечатляют своей красотой, насыщенные цветом и деталями они умудряются сохранять баланс.
«Сектор 7»
автор и иллюстратор Дэвид Виснер, издательство «МИФ»
Графический роман Дэвида Виснера, трижды получавшего премию Калдекотта, в том числе и за «Сектор 7». Этот графический роман трудно обойти стороной, он захватывает с головой, и в этом ему очень помогают воздушные летящие иллюстрации и необычный мир, в котором реальность и выдумка так переплетены, что перестаешь их различать и просто веришь ему.
«Медведь и пианино»
автор и иллюстратор Дэвид Литчфилд, издательство «Мастерская детских книг»
Из книг других издательств хочется отметить «Медведь и пианино» Дэвида Литчфилда — нетривиальная книга, с солнечными иллюстрациями. Авторский стиль, интересные ракурсы, добрая история — все вместе создает прекрасную книгу.
Татьяна Соловьева, PR-менеджер ИД «НИГМА»
«Море бабка и охламон»
автор Александр Блинов, иллюстратор Николай Ватагин, издательство «Нигма»
Это тот счастливый случай, когда оформление книги на сто процентов отвечает ее содержанию. Действие книги происходит в шестидесятые годы. Мальчик проводит летние каникулы где-то между Азовским морем и Таганрогским заливом. Это остроумные, ностальгические и очень колоритные заметки о свободе, которая бывает только в детстве. Художник Николай Ватагин виртуозно передал дух эпохи и дух книги. Текст и иллюстрации идеально дополняют друг друга.
«Папашина азбука»
автор Эдвард Лир, иллюстратор Валерий Козлов, издательство «Нигма»
И в этом случае важной задачей художника было передать тонкий юмор, но сделать это не в лоб, а полунамеками и полутонами. Папаша у Валерия Козлова получился просто канонический. Вальяжный джентльмен, полностью владеющий собой и ситуацией, он, тем не менее, постоянно попадает в забавные ситуации. И художнику удалось подчеркнуть комизм книги с помощью множества деталей, которые хочется разглядывать.
«Вот тебе раз!»
автор Артур Гиваргизов, иллюстратор Сергей Любаев, издательство «Мелик-Пашаев»
Издательство «Нигма» давно и плодотворно сотрудничает с Сергеем Любаевым. Мы всегда с интересом следим и за его новинками, выходящими в других местах. Поэтому просто не можем не отметить эту книгу, построенную на парадоксах, а в этом Сергей Викторович — мастер!
Ольга Черных, менеджер по маркетингу и PR издательства «Пешком в историю»
«Книга холода, льда и снега»
автор Екатерина Степаненко, иллюстратор Поля Плавинская, издательство «Пешком в историю»
«Книга холода, льда и снега» — первый масштабный проект Поли Плавинской, но, судя по многочисленным восторженным отзывам, очень удачный. Проиллюстрировать книгу, где собраны такие нетривиальные ассоциации со всем зимним, а не милые снеговички и ёлочки (хотя про это там тоже есть) было нелегко. Но Поля блестяще справилась с этой задачей! Благодаря иллюстрациям, текст нашего редактора Кати Степаненко засверкал как алмаз в красивой огранке.
«От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира»
автор Кристина Банфи, Кристина Перабони, Рита Мабель Скьяво, иллюстратор Роман Гарсиа Мора, издательство «Пешком в историю»
Еще одна наша удача этого года — «От тираннозавра к петуху! Большая книга эволюции животного мира», иллюстрации к которой сделаны биологом по образованию Роман Гарсиа Мора. Он специализируется на научной иллюстрации, главным образом палеонтологической реконструкции. За свои работы в этой области художник получил ряд международных наград. На каждой полосе предмет обсуждения изображён в натуральную величину или в масштабе. Для этого Роман Гарсиа Мора добавил силуэты людей и современных представителей животного мира рядом с динозаврами и древними животными.
«Сага о людях из Бирки»
автор Матс Валь, Бьорн Амбросиани, иллюстратор Свен Нурдквист, издательство «Белая ворона»
Из книг, вышедших в других издательствах, хочется отметить «Сагу о людях из Бирки», шведского города эпохи викингов («Белая ворона») с иллюстрациями Свена Нурдквиста.
Свен Нурдквист уже давно в мире детской книжной иллюстрации – признанный мастер и в представлении не нуждается. Его иллюстрации к «Людям из Бирки» точно улавливают дух того времени. Мир викингов предстает перед нами суровым, но симпатичным.
Ольга Лукас, PR-менеджер издательства «Речь»
«Дон Кихот»
автор Мигель де Сервантес, иллюстратор Савва Бродский, издательство «Речь»
Этот год у издательства «Речь» прошел под девизом «Русская классика и иллюстрации Саввы Бродского». Во-первых – это, наверное, главное событие – мы выпустили два издания с иллюстрациями Саввы Бродского: Мигель де Сервантес «Дон Кихот» (В 2-х книгах) и Уильям Шекспир «Гамлет, принц датский. Сонеты. Ромео и Джульетта». В таком качестве печати, соответствующем оригинальной задумке художника, эти иллюстрации выходят впервые: неудивительно, что о книгах заговорили, и они почти мгновенно стали желанными подарками.
Серия «Классика Речи»
издательство «Речь»
Во-вторых, у нас вышла 21 книга серии «Классика Речи» с иллюстрациями, которые хранятся в музейных коллекциях. Была проделана гигантская работа и потрачены немалые деньги для того, чтобы выпустить классические произведения с наилучшими иллюстрациями, созданными нашими художниками в ХХ веке. В этой серии сложно выделить кого-то одного: Юрий Гершкович, Валентин Минаев, Александр Самохвалов, Дементий Шмаринов, Алексей Лаптев и др. — каждый из них создал образы, которые стали неотделимы от классических текстов русских писателей.
«Приключения Шерлока Холмса»
автор Конан Дойл, издательство «Лабиринт пресс»
Книга, которую можно воспринимать как подробно прокомментированные рассказы о Шерлоке Холмсе или как экскурс в историю, проиллюстрированный рассказами Конан Дойла. Разнообразный иллюстративный материал группируется вокруг фигуры легендарного сыщика, не затмевая его самого. Обилие иллюстраций разных типов: тут и иллюстрации как таковые, и фото, и карты, и объёмные фигуры навевает ассоциации с кабинетом Шерлока Холмса, где невероятные предметы гармонично соседствовали друг с другом, где можно было встретить кого угодно, и не всегда узнать самого хозяина под затейливой маской.
Инна Моисеева, PR директор Издательской группы «РИПОЛ классик»
«Алиса в Стране чудес»
автор Льюис Кэрролл, иллюстратор Бенжамен Лакомб, издательство «Рипол-Классик»
«Алиса» – одна из самых популярнейших детских книг и давно не нуждается в представлении. Эта книга существует в массе изданий, и мы тоже не могли обойти ее стороной, особенно после того, как просто влюбились в иллюстрации культового французского художника Бенжамена Лакомба. Графический мир Лакомба – волшебный, немного и по-хорошему мрачный, при этом совершенно магический и притягательный. У этого иллюстратора совершенно особый стиль, который не спутаешь ни с каким другим. Наша «Алиса» – это большое подарочное издание, содержащее классический перевод Нины Демуровой и сказочный мир, в прочтении Лакомба. С этим замечательным художником мы сотрудничаем уже давно: ранее в этой же серии («Коллекция Метаморфозы») у нас выходили «Страшные рассказы» Эдгара По, проиллюстрированный Лакомбом, а совсем скоро мы порадуем читателей красочными книгами «Алиса в Зазеркалье» и «Мария Антуанетта».
«Гусь»
автор и иллюстратор Лора Уолл, издательство «Рипол-Классик»
Серия «СУПЕРкнига о СУПЕРдружбе» – комплект из четырех книжек-картинок, в которых рассказывается история о трогательной дружбе девочки Софии и Гуся («Гусь», «Гусь идет в школу», «Гусь в зоопарке», «С днем рождения, гусь!»).
Девочка София – самая обычная, она любит красиво одеваться, играть с куклами и гулять, но ей очень одиноко и безумно хочется, чтобы у нее был друг. И вот однажды на прогулке София знакомится с чудеснейшим Гусем, и начинаются истории об их совместных приключениях и удивительной дружбе. Мы убеждены, что этот очаровательный Гусь полюбится нашим маленьким читателям настолько, что эту серию мы будем продолжать еще очень долго.
Придумала и нарисовала книжки про Гуся английская художница Лора Уолл. Первая книга была издана в 2012 году и мгновенно завоевала любовь миллионов читателей. На сегодняшний день в мире продано более 1 000 000 книг про этого забавного героя, а Британская гильдия изобразительных искусств наградила автора премией Лучшего художника.
«Фердинанд»
автор Манро Лиф, иллюстратор Роберт Лоусон, издательство «Акварель»
Трудно обойти стороной эту книгу, поскольку это действительно событие в мире детской литературы. Так получилось, что одна из самых известных в мире детских книг, впервые вышедшая в США в 1936 году, в России ранее не издавалась. История про юного быка Фердинанда, предпочитавшего нюхать цветы, а не сражаться на арене, стала любимейшей для миллионов детей по всему миру и, безусловно, превратилась в явление мирового масштаба. Чего стоит один только перевод более чем на 60 языков (включая латынь!), экранизации, множество отсылок, выпущенных игрушек и так далее.
Во всем мире «Фердинанд» всегда издается в классическом оформлении Роберта Лоусона. Эти смешные и трогательные черно-белые иллюстрации знакомы миллионам детей в разных странах. Теперь у нашего читателя (как юного, так и взрослого) есть возможность познакомиться с величайшим произведением детской классики
Наталья Дергачева, заместитель главного редактора, руководитель лицензионного отдела издательства ЭНАС-КНИГА
В уходящем году мы выпустили немало красиво оформленных книг, каждая из которых достойна отдельного разговора. Но сегодня нам хочется рассказать о двух таких книгах, очень разных и необычных.
«Книга джунглей. История Маугли»
автор Редьярд Киплинг, иллюстратор Квентин Гребан, издательство «Энас-книга»
Гребан хорошо известен своими работами и в Европе, и у нас в России. Его нежными акварельными иллюстрациями украшены десятки книжек-сказок, адресованных самым маленьким детям. Но в этой книге перед нами совсем другой Гребан – более энергичный, экспрессивный и динамичный. Впечатлившись всемирно известной сказкой Киплинга, художник представил ее нам со всей мощью своего таланта. Его необычная и запоминающаяся с первого раза манера рисования превратила классическое сказочное произведение в современное фэнтези. Его крупные планы чрезвычайно выразительны и эмоциональны и невероятно точно отражают характеры киплинговских персонажей. Буйство красок погружает читателя в живую атмосферу диких джунглей. А динамика, с которой художником переданы ключевые сцены этой книги, рожденная эксцентричностью и энергией самой сказки, производит сильное впечатление. Такого Киплинга мы еще не знали. Такого Гребана мы раньше не видели.
«Сказки-потешки»
автор и иллюстратор Анатолий Елисеев, издательство «Энас-книга»
Ироническая манера этого мастера иллюстрации знакома всем с советских времен. Но здесь Анатолий Михайлович иллюстрировал СВОИ сказки, написанные им в духе русского фольклора и насквозь пропитанные авторской иронией. Можете себе представить, с каким увлечением, с какой душой оформлял книгу этот талантливый человек? Даже не хочется называть ее «сборником сказок». Это просто какой-то праздник жизни! Причем нашей русской жизни, со всеми ее особенностями, свойственными русскому характеру. Чего только стоит авторский пересказ знаменитой «Курочки Рябы»! Какие родные русские образы мы видим на страницах! Простонародные, эмоциональные, живые… Какие жанровые картинки нам представлены! Невозможно читать и разглядывать эту удивительную, уникальную книгу без улыбки. Редко можно встретить столь тонкое и точное попадание в цель авторской иронии и таланта художника. Наверное, это одна из лучших работ мастера.
«Каждый год Новый год»
автор и иллюстратор Ева Тарле, издательство «Нигма»
Мы очень любим эту европейскую художницу, сами издаем ее книги с большим удовольствием и с интересом следим за ее новинками, которые появляются в других российских издательствах. Манеру художницы отличают нежность цветовых решений, любовь и внимание к мелким деталям, обаяние персонажей и оригинальность исполнительской манеры. Книги Евы Тарле не спутаешь ни с чем. Они очень самобытны и, главное, любимы малышами. Эта талантливая женщина хорошо понимает, что нужно и что нравится маленьким читателям, и безошибочно угадывает их предпочтения. Да и родители получают свою порцию удовольствия, рассматривая милые рисунки Евы. Прелестная зимняя книжка. Книжка-настроение.