Rockwell Kent «Moby-Dick or, The Whale»

Иллюстрации

Иллюстратор Rockwell Kent
Автор Herman Melville
Страна США
Год издания 1930
Издательство Random House

Купить книгу или переиздание

Amazon

Источник иллюстраций: book-graphics

Обзоры

Рокуэлла Кента наш читатель знает, в основном, по его грандиозным иллюстрациям к не менее грандиозному роману Мелвилла «Моби Дик». Во времена «железного занавеса», когда какую-либо информацию о современных зарубежных писателях и графиках найти было фактически невозможно, в СССР охотно печатали книги в его оформлении.

Все дело было, конечно, в социалистических взглядах художника — за которые Кент подвергался в Америке жесткой критике (в советских изданиях писали — травле) и горячо привечался в строящей коммунизм России.

Рокуэлл Кент родился 21 июня 1882 года в городке Территауне, штат Нью-Йорк. Строптивость и упрямство он проявлял с раннего детства, менял одну за другой школы, рано ушел из дома и начал самостоятельную жизнь.

Кент получил архитектурное образование в Колумбийском университете, брал уроки живописи у известных американских художников — Уильяма Чейза, Эббота Тейера, Роберта Генри. В 1904 году он принял участие в выставке Общества американских художников, представив свои пейзажи Нью-Гэмпшира.

Спустя год Кент отправился в свое первое путешествие и пять лет провел на острове Монеган в штате Мэн. В 1914-1915 годах посетил Ньюфаунленд, а в 1918-1919 Аляску, куда отправился вместе со своим девятилетним сыном. Там они вдвоем построили бревенчатую хижину на Лисьем острове в бухте Воскресения, и прожили в ней много месяцев. Кент написал ряд пейзажей Аляски, сделал много рисунков. Там он впервые проявил себя как писатель, описав свое путешествие. Книга «В диком краю» («Wilderness») вышла в 1920 году, была довольно успешна. Из нее можно узнать о Кенте не только как о талантливом художнике и писателе, но и как об архитекторе, рыбаке и плотнике. Впоследствии, Рокуэлл Кент побывал на Огненной Земле, трижды путешествовал по Гренландии.

В самых отдаленных уголках страны он нашел первозданную, мало тронутую человеком природу, которую изображал в своих полотнах. Кент был выдающимся пейзажистом. В работе он сочетал классическую форму с романтизмом, реализм с символизмом. Его любимыми мотивами в живописи были грозные северные пейзажи, морские и горные виды, драматические сцены.

Свой отпечаток на живописный стиль Кента наложили и занятия архитектурой, добавив его рисунку точности и четкости. Но на первый план в его произведениях всегда выходит пронзительная красота и мощь окружающего, часто не слишком дружелюбного, мира.

«Спору нет – пишет Кент в одном из писем, — человек выражает себя во всем: в искусстве, которым он занимается, в том, что говорит и делает, даже в том, как сидит или стоит, как ходит или двигает руками. Но говорить, что человек сознательно мотивирует эти акты самовыражения, — значит, свести на нет их непосредственность. Вообразите, если можете, человека перед лицом благородной и величественной природы. Что, кроме предельного самозабвения, можно ждать от него в этом случае?..»

Другими гранями его таланта была графика. Как книжный иллюстратор Кент дебютировал в конце 1920-х годов. Издательство RR Donnelley пригласило художника иллюстрировать одну из их книг. Кент выбрал «Моби Дика» Германа Мелвилла, роман, который долгое время пребывал в забвении, и незадолго до того вновь открытый критиками. В 1930 году роман с иллюстрациями Рокуэлла Кента вышел из печати.

В своей статье «В поисках белого кита» искусствовед Виктор Липатов писал: «Рокуэлл Кент подошёл к «Моби Дику» без священного трепета, но как взыскательный соавтор. Не отступая от текста, но постоянно проникаясь его пониманием, он иллюстрировал действо, внимая духу книги. С фронтисписа он создаёт постоянный образ борьбы, образ могучей стихии и стихийной силы, которую являет собой всесильный кит, пронизывающий толщу вод с беспомощной лодкой в пасти».

Помимо «Моби Дика», Кент проиллюстрировал древний англосаксонский эпос «Беовульф», «Декамерон» Боккаччо, «Кентерберийские рассказы» Чосера, собрание сочинений Шекспира, «Кандида» Вольтера, «Фауста» Гёте, «Гавриилиаду» Пушкина, «Листья травы» Уолта Уитмена. Свои произведения — путевые заметки и автобиографические повести — он тоже оформлял сам.

С конца тридцатых годов Кент еще и политический активист, он входит в социалистическую организацию, выступает против фашизма и дискриминации. Его взгляды принесли ему большую популярность — но не в США, где его известность как раз практически сошла на нет, а в СССР.

В 1957 году Рокуэлла Кента выбрали председателем Национального совета американо-советской дружбы, в 1967 году вручили ему Международную Ленинскую премию за укрепление мира между народами. Благодарный художник передал в дар советскому народу девятьсот своих картин и рисунков.

Рокуэлл Кент умер 13 марта 1971 года. В 1977 году его именем назвали астероид, открытый Крымской астрофизической обсерваторией.

«Искусство, являющееся органическим воплощением человеческой личности – говорил Кент, – не может быть принято или отвергнуто по указанию других, подобно тому, как совет психоаналитика не может служить критерием для выбора друзей и возлюбленных. Картины, что висят в нашей комнате должны раскрывать или отражать наши характеры.

Пытаясь объяснить природу искусства, я всегда вспоминаю древнее выражение: «Я ничего не знаю об искусстве, но знаю, что мне нравится или не нравится». Прожив уже немалую жизнь, я пришел к выводу, что к этой фразе сводится по сути все, что я познал в искусстве… Не допускайте, чтобы критики одурачивали вас или заставляли хвалить то, чего вы не понимаете или не любите».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *