Иллюстратор Фёдор Лемкуль Автор Геннадий Цыферов Страна СССР, Россия Год издания 1982 Издательство Детская литература |
Купить книгу или переиздание |
Купить в Лабиринте |
Редко бывает, чтобы художник посвящал себя только одному виду творчества, но именно так случилось с Федором Лемкулем: всю свою жизнь он работал в детской книге.
Лемкуль окончил московский Полиграфический техникум, который в те времена выпускал художников книги. Своим основным учителем он считал графика П.А.Алякринского, много давшего молодому художнику не только в плане профессионального мастерства, но и в понимании искусства в целом.
После окончания техникума, Лемкуль работал в московских журналах и издательствах, а вскоре нарисовал иллюстрации к своим первым книгам — «Сказке о трамвае» Сергея Баруздина и «Моему змею» Мориса Карема.
Лемкуль принадлежал к поколению реформаторов детской книги. Его излюбленной техникой было комбинирование легкой прозрачной акварели с точными летящими штрихами, выполненными тушью. Графический язык Лемкуля легко узнаваем, его манера свободна и раскована, цвета насыщены, в рисунках много юмора и фантазии.
Всего же им было оформлено более 130 книг для детей, в числе проиллюстрированных авторов – Марк Твен, Карло Коллоди, Даниил Хармс, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Вениамин Каверин, Юлиан Тувим и многие другие.
Лев Токмаков писал о коллеге и друге: «Лемкуль — человек удивительно опрятного пластического мышления. Ничего лишнего — ни детали, ни жеста. Отбор настолько аскетичен и строг, что изображение подчас приближается к символу. Художник дорожит временем зрителя и в рисунке, как говорится, всегда укладывается в регламент. Внутренний душевный такт оказал влияние и на цветовой строй работ Лемкуля. У него почти нет локальных заливок. Возникающее в глубине фантастическое мерцание окрашивает плоскости предмета в сложные перламутровые тона.
Магия лемкулевского цвета завораживает, как завораживает созерцание драгоценных камней, то есть — исподволь и полностью. Продуманные колористические случайности, запланированные цветовые оговорки, а также строгий вкус при отборе окончательного варианта придают акварелям Лемкуля еле уловимый привкус музейности».
«В медвежачий час» Лемкуль проиллюстрировал в 1982 году, спустя десять лет после смерти Геннадия Цыферова.
В книге четыре цикла маленьких неторопливых историй, начинается повествование с дневника двухмесячного медвежонка, открывающего для себя удивительный мир, а заканчивается лиричной притчей о призрачной стране детства.
О чем бы ни рассказывали поэтичные короткие истории Цыферова, спутать их с чьими-то другими просто невозможно. Они помогают взглянуть на мир по-новому, увидеть что-то важное и удивительное в самом обыденном. В них нет ни капли морализаторства или нотаций, а герои живут по своим собственным правилам, самыми важными из которых являются доброта и внимательность к другим существам.
Доброму сказочнику Цыферову всегда везло на художников, его произведения иллюстрировали Франческа Ярбусова, Юрий Молоканов, Светозар Остров, Евгений Монин, Виктор Дувидов, Вадим Курчевский, Андрей Брей и многие другие.
Медвежьи истории тоже не были обделены их вниманием, рисунки к ним делали в свое время Сергей Алимов, Борис Тржемецкий и даже большой специалист по медведям Виктор Чижиков.
«…Весь день я не вздыхал, не восторгался, не делал этих бесконечных «ах» по всякому поводу. Нет, я спокойно дождался вечера. Сделал маленький парус, закрыл глаза и: «Ах, ах…»
Но что это?.. Где я?.. Тополь. Луг. Старенький домик, где-то во дворе мычит корова, поют птицы. А вот и мой дед. Седой старик с лучистыми глазами. Сейчас он как раз оторвался от работы и, смотря в небо, говорил:
«Алый закат – значит, завтра ветер».
Ну конечно, это она. Она. Она. Она. Далёкая страна моего детства. Именно сюда и унёс меня парус».