Г.А.В.Траугот «Двенадцать»

Иллюстрации

Иллюстратор Г.А.В.Траугот
Автор Александр Блок
Страна Россия
Год издания 2018
Издательство Вита-Нова

Купить книгу или переиздание

OZON.ru
myshop.ru
labirint.ru

Обзоры

Лучшие иллюстрированные книги февраля 2018

Год столетия русской революции 1917 г. поднял очередную волну интереса к ключевым «революционным» текстам. В числе прочих, обращают на себя внимание новые иллюстрированные издания поэмы А. Блока «Двенадцать». В прошлом месяце мы уже писали о весьма примечательной книге с иллюстрациями Вадима Гусева, а сейчас присмотримся к «Двенадцати» с иллюстрациями Г. А. В. Траугот.

Ранее, в 1967 г., братья Траугот уже иллюстрировали поэму Блока, точнее к 50-летию революции выходил сборник произведений А. Блока «Стихотворения и поэмы», в котором была и поэма «Двенадцать». Рисунки той книги — это ожидаемые «быстрые» одноцветные контурные изображения на серовато-коричневом фоне. На иллюстрациях много прямых линий, образы наслаиваются друг на друга, порождая сложное визуальное и смысловое взаимодействие, а город Петербург, как это нередко бывает у Трауготов, становится полноценным действующим лицом текста. Через пятьдесят лет Александр Георгиевич Траугот нарисовал совершенно новые иллюстрации к поэме, которые отличаются от рисунков 60-х гг. по всем параметрам – визуальным, содержательным и концептуальным.

Новая серия из пяти десятков больших полосных иллюстраций выполнена на черном фоне. Многочисленные прямые линии уступили место волнистым разноцветным, из которых складываются образы многочисленных персонажей. Сначала кажется, будто на иллюстрациях больше героев, чем в самой поэме, затем становится понятно, что просто художник прочитал её очень глубоко, отметив в изображениях все второстепенное и не увиденное ранее. Персонажей мы можем различить по цвету: одни нарисованы белым контуром, другие – кроваво-красным, есть и такие, в которых смешиваются два цвета, как, например, Иисус Христос, ведущий Двенадцать на Голгофу, к грядущей казни. Здесь уже существенно меньше Города, хотя кое-где проступают контуры Исаакиевского собора, Александрийского шпиля, городских улиц, однако вертикали Петербурга в этой серии иллюстраций уступили место вертикалям многочисленных штыков, которые организуют пространство изображений.

В заключительной статье к изданию Андрей Шишкин предлагает свою интерпретацию иллюстраций Г. А. В. Траугота. По его мнению, художник «иллюстрирует не столько конкретные образы исторического Петрограда января 1918 года, сколько показывает тень лютых событий, надвигающихся на живущих в поэме людей, на город и на страну, — сломанные кресты, порушенные церкви, костры, в которых горят иконы и литургические книги». Шишкин отмечает, что элементы текста (цитаты) на иллюстрациях приближают манеру Траугота к традициям древнерусской иконописи и позволяют выделить ключевые голоса поэмы. Александр Георгиевич Траугот объясняет своё видение поэмы следующим образом: «Блок считал, что Революция – неизбежное справедливое наказание ему лично и, может быть, в какой-то степени остальным, менее виновным… По поводу “Двенадцати” я вижу пророчество, что все эти двенадцать будут расстреляны, все они взойдут на Голгофу. Все эти апостолы будут казнены. Причём первым принял смерть Иуда».

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *