05.04.2012
Проект «Петербургская сказка» должен возродить интерес издателей и родителей к детской книге, уровень которой сегодня крайне низок.
Александр Аземша — сторонник традиций. Знаменитый художник оформляет книги уже четыре десятилетия. К работе над детской литературой иллюстратор относится с особым трепетом. Целый год он создавал рисованные образы к легендарной книге Олега Тарутина «Что я видел в Эрмитаже».
Придерживаясь исторической правды: античность, значит, античность. Персонажей художник сделал яркими и красочными, чтобы мрачноватые музейные залы и гигантские экспонаты воспринимались ребенком легче.
Художник сожалеет, что оформление современной детской книги перестало быть качественным. Худсоветы в издательствах давно отменили. Творческую свободу в большинстве случаев сменила анархия.
Александр Аземша, художник-иллюстратор: «Сейчас решают люди, которые далеки от этого и мало сведущи в эстетических вопросах. Зайдите сами в любой магазин. Там глаза разбегаются. Там жемчужины какие-то на обложке, золото. Все блестит. Что это такое!»
Сейчас, считают в одном из старейших издательств, книгоиздание переживает кризис. Последняя ярмарка в Москве, по сути, провалилась. Число участников в этом году сократилось вдвое. Детскую книгу спасает временный всплеск рождаемости.
Но конкурировать с Интернетом печатной продукции становится все труднее. Масштабной пропаганды литературы — такой, как была в советское время, когда по всей стране весной проводили неделю детской книги, больше нет.
Алла Насонова, генеральный директор издательства «Детгиз»: «Может, это делать по районам города, может, еще нужна одна специализированная детская выставка или неделя детской книги, попышнее, побогаче. И не жалеть на это средств. Потому что детская литература — это воспитательно-пропагандистский инструмент. Вот кого мы с вами вырастим на этих книгах, то у нас и будет».
Энтузиасты пробуют вывести детскую книгу на новый уровень. Коммерческий проект «Эрмиты» — не просто внушительное издание. Его сопровождают аудиозапись, новую петербургскую сказку рассказывает музейщик Николай Буров, и авторские кукольные персонажи, которые будут экспонировать. Городские Домовые носят одежду старинного покроя и живут в Петербурге со дня его основания.
Ольга Попугаева, автор кукол: «Например, бабушка Салея, которая живет внутри Исаакиевского собора, любила коллекционировать императорский фарфор. И она даже знала заклинание, с помощью которого можно было восстановить разбившуюся чашку. Поэтому у нее в ручке такая фарфоровая чашечка, а внутри — волшебный порошок, который помогал восстановить его».
Популярностью у малышей, конечно, будут пользоваться и волшебные атрибуты, как бы сделанные руками эрмитов. Кроме того, задуман мультфильм и даже музей. Все это должно сделать невидимых жителей исторического центра сказочным брендом Петербурга.
Эдуард Матушкин, автор проекта «Эрмиты. Петербургская сказка»: «Мне кажется это то, чего Петербургу давно не хватало. Есть много маленьких сказочек, люди сочиняют для себя. А мы решили придумать большую городскую сказку. И даже не придумать. Мы обнаружили следы эрмитов, которые давали понять, что они здесь живут».
Написал «Эрмитов» Алексей Бобринский. Как ни странно, автор проекта встречался с писателем лишь однажды. И этого оказалось достаточно, чтобы придумать новый сказочный мир, в котором у каждой семьи есть не только своя история, но и родовой герб, придуманный по всем правилам геральдики.
«Петербургская сказка» — первая книга из серии о волшебных хранителях города. Планируется выпустить еще три. Впрочем, творческо-коммерческий подход к детскому книгоизданию — единичный случай. В крупных издательствах надеются, что город будет активнее предпринимателей продвигать литературу для малышей и школьников, организуя постоянные ярмарки детской книги, которых в Петербурге сейчас нет.