Юрий Коваль «Освещённые окна»

Николай Устинов и Юрий Коваль

Поздней ночью мы свернули с большака на лесную колдобистую дорогу. Над нами тянули вальдшнепы, уходили на Север гуси, выскочил на дорогу сумасшедший весенний заяц и почесал куда-то по кустам, именно — «почесал».

За соснами увидали мы темный силуэт церкви, горбатую ночную деревню. В одном доме еще горел свет.

Как только я увидел свет, у меня отлегло от сердца. Осторожно подкрался я к освещенному окну, заглянул в дом. Человек с бородой — какой-то добродушной бородой, бывают такие на свете — держал в руках кисть. Я постучался в стекло. Бородач пригляделся к ночи за окном и, узнавая меня, воздел руки к небу и закричал что-то очень простое, через стекло я толком не мог разобрать, ну вроде: «О-го-го!»

Он вырвался на крыльцо, начались тут объятия, восклицания, неразбериха и огромная радость, что мы добрались до художника Николая Александровича Устинова.

Долгую ночь толковали мы, смотрели новые рисунки, а утром стали было прощаться, а Николай Александрович и говорит:

— Пожалуй, и я махну с вами на Север!

И махнул. Гуси и журавли шли на Север, и Устинову не отставать!

Я же никак не могу забыть этой весенней ночи: вот подкрадываюсь к окну, стучусь, и Николай Александрович воздевает руки к небу и кричит: «О-го-го!» Признаться, и в Москве я всегда вначале подхожу к окну его мастерской на улице Рылеева. Увижу старого друга, склонившегося с кистью в руках над листом бумаги, постучусь — и получаю свое очередное и чудесное: «О-го-го!»

Не могу себе представить человека, который не любил бы этого художника и человека. Все, кто видел его рисунки, чувствуют его душу и сердце, а это главное в жизни и в художестве. Мастерство же его вполне волшебно. Художник показывает нам порой то, что мы сами знаем и любим, скажем, одуванчики, но — чудак! — так показывает, что мы просто не знаем, как тут быть.

Да можно ли дальше быть таким лопухом и недотепой, ведь вот есть одуванчики, о которых стоит подумать, а ты-то думаешь совсем о другом. Мне кажется, что и одуванчики радуются, что среди людей есть у них такой друг, как художник Николай Устинов.

Николая Александровича иногда называют анималистом, он вдохновенно изображает зверей. Но если он анималист, то уж вселенского профиля: и птицы, и рыбы, и звезды, и люди — все входит в круг этой невиданной анималистики.

Мы с Николаем Александровичем сделали совместно три книги: «Весеннее небо», «Кепку с карасями», «Полынные сказки». Я испытывал только радость и счастье от постоянных его открытий, находок, озарений.

Наш общий друг писатель Виталий Коржиков однажды посадил дуб.

— Мне-то не дождаться, — говорил Виталий, — каким он вырастет красавцем, но мне бы хотелось, чтоб он был похож на дуб, который нарисовал Коля Устинов.

— А ты ему его покажи, — посоветовал я.

— Как то есть? Кого кому показать?

— Покажи твоему дубу: каким он должен быть. Короче: возьми Колин рисунок и дубу твоему покажи.

Виталий говорит:

— Ты с ума сошел?

Потом встретил меня через полгода и говорит:

— Показал. И мне кажется, мой дуб все понял.

Конечно, понял, это уж настоящим дубом надо быть, чтоб не понять силу, простоту и красоту того, как видит и понимает мир художник Николай Устинов.

Юрий Коваль
«Юный натуралист» №7 1987 г.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *