Георгий Нарбут «Война грибов»

Иллюстрации
Автор и иллюстратор Георгий Нарбут
Страна Россия
Год издания 1909
Издательство Кнебель

Как задумал Гриб,
Загадал Боровик,
Над грибами Полковник,
Под березой сидючи,
На все грибы глядючи,
Да грибов созвать,
На войну воевать.
Гриб он сказывал, Гриб приказывал

Купить в Лабиринте

«Ой вставайте вы, Белянки,
Не лесные вы беглянки,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказалися Белянки:
— Столбовые мы дворянки,
— Неповинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну!

«Ой, вставайте вы, Волнушки,
Покидайте-ка подушки,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказалися волнушки:
— Мы господские стряпушки,
— Неповинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну.

«Вы вставайте, Мухоморы,
Покидайте темны боры,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказались Мухоморы:
— Деревенские мы воры,
— Неповинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну!

«Ой вставайте вы, Свинушки,
Разворачивайте ушки,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказалися Свинушки:
— Мы-де старые старушки,
— Не повинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну.

«Ой вставайте вы, Сморчки,
Собирайтеся в полчки!
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказалися Сморчки:
— Мы старые старички,
— Неповинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну.

«Ой вставайте, Рыжики,
Вы старые мужики,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказались Рыжики:
— Мы богаты мужики,
— Не повинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну.

«Ой вставайте вы, Опенки.
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Отказалися Опенки:
— У нас ноги очень тонки,
— Неповинны мы тому,
— Не пойдем мы на войну.

«Ой вставайте, Грузди,
Вы ребята нужны,
Вам пора вставать,
На войну воевать!»
Закричали Грузди:
— Эй, ребята, дружно!
— Давайте нам ружья!
Да как начали палить,
Только дым столбом валит.

Обзоры

«Война грибов» — одна из моих любимых книг Георгия Нарбута и вообще всей околомирискусной стилистики. Свою роль здесь, конечно, сыграли мои симпатии к рисованным мухоморам и к антропоморфным насекомым, а еще вот эти всевозможные букашки, которые при смене оптики превращаются в диких и опасных монстров – страх и ужас моего пионерского детства (пламенный привет Карику и Вале).

Нарбут работу над рисунками к книге закончил в 1906 году, сразу после этого они были показаны на крупной художественной выставке в Глухове, обеспечили художнику большой успех и значительный гонорар.

Книжку Нарбут посвятил своей музе и первой любви шестнадцатилетней Марии Беловской, дочери одного из богатейших глуховских купцов, – как посвящал ей большинство своих рисунков того периода. Что, впрочем, никак не повлияло на ее уклончивый ответ, когда спустя два года художник сделал ей предложение руки и сердца.

Сюжет в стихотворной сказке довольно нехитрый – царь грибов Боровик рвется воевать и собирает себе войско, но вассалы под разными предлогами отказываются: Свинушки и Сморчки слишком стары, у Опят тонкие ноги, а Рыжики опасаются за свои богатства. Только бравые Грузди — «ребята дружны» — откликаются на зов.

Грибное царство у Нарбута узнаваемо, в какой-то мере реалистично, но вместе с тем несет в себе изрядную долю сказочности. С одной стороны, это мир, зарисованный пристрастным исследователем, ботаником и энтомологом, детально фиксирующим характерные точные признаки растения или насекомого – а Нарбут все детство провел, пристально разглядывая и зарисовывая всевозможные цветы и травы. С другой, на всю эту натуралистичность накладывается совсем иная стилистика – архитектура, костюмы, узоры и орнаменты явно русские, а некоторые персонажи, вояки и бояре, облик имеют вполне человеческий. Две реальности здесь плотно перемешаны и очень причудливо друг с другом взаимодействуют. То ли это человеческие строения, несущие в себе природные элементы, то ли грибы с искусно вырезанными арками сводов и наличниками.

Вплетая один мир в другой, художник достигает пропорционального несоответствия – которого тот же Билибин, например, в подражательстве которому Нарбута частенько упрекали, стремился избегать. Большие жуки в сравнении с миниатюрными людьми, травы и деревья одного роста привносят в рисунок дополнительный юмористический эффект, фигурки бравых вояк теряются среди трав и цветов.

И конечно, как всегда, художник большое, значительное внимание уделяет декоративным элементам. Для Нарбута украшательство книги часто значило не меньше, чем попытка связно и последовательно передать в иллюстрациях сюжет и приключения повествования.

Георгий Нарбут прожил всего тридцать пять лет, и за такой небольшой период успел создать уникальные произведения со своим собственным образным стилем. Очень емко сказал о нем искусствовед Абрам Эфрос:

«Он книжник, он книжная личинка; книга его родина, книга его прихлопнула, в ней он жил, и другого облика для Божьего мира у него не было. В этом смысле он прямо-таки гофманическое существо; он был одержим книжными недугами; у него кровь была смешана с типографской краской; он пропах запахом наборных, печатных и переплетных; каждый его рисунок всегда вызывает в нас ощущение новой книги, только что оттиснутой и сброшюрованной, зеркально-чистой и свежепахнущей»

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *