Иллюстратор Юлия Валеева
Юлия Валеева — замечательный иллюстратор и просто хороший человек. Юля родилась и выросла в России. Раньше работала журналистом, в свободное время создавая иллюстрации для детей. Начиная с 2005 года Юля поменяла профессию и посвятила себя рисованию.
Юля, расскажите немного о себе, как решили стать иллюстратором?
Неожиданно. Я работала журналистом и была совершенно тем счастлива. Но завела ЖЖ, начала выкладывать туда свои почеркушки, которым, в общем, никогда не придавала особенного значения — и понеслось. Мои рисунки на коленке вдруг привлекли внимание профессиональных иллюстраторов, профессиональные иллюстраторы в свою очередь привлекли мое внимание. И вот это прикосновение к среде вызвало волшебный щелчок, после которого писать мне вдруг стало тяжело и неинтересно, а рисовать — совсем наоборот. Ну а поскольку я решительно не могу заниматься тем, что мне неинтересно — профессию пришлось в срочном порядке менять.
Когда и как Вы получили свой первый заказ?
Первый серьезный заказ я получила где-то через полгода после того как завела ЖЖ и начала много и активно рисовать. Ко мне неожиданно обратилось книжное издательство и предложило принять участие в тендере на оформление книги детских сказок. Я сочла это предложение за подходящий повод отработать на конкретной теме новую экспериментальную технику, и нарисовала тендерную иллюстрацию — шаля и резвясь так, как наверное ни за что не стала бы, если бы рассчитывала победить в тендере всерьез. Но иллюстрация вдруг выиграла тендер, а издательство внезапно согласилось на все мои условия — и мне не оставалось ничего иного, как взяться за книгу и без отрыва от журналистской работы ее закончить. Было не то чтобы легко рисовать ночами, и самое главное — после погружения в планомерное тематическое рисование мне совершенно расхотелось включаться обратно в журналистскую работу. Поэтому когда пришел заказ на вторую книгу, я уволилась из газеты и ушла во фриланс. Который, кстати, от ночной работы меня отнюдь не избавил — совсем наоборот.
Есть ли у Вас домашние любимцы? Помогают ли они Вам в работе?
Да, есть у нас такой любимец — рыжий полосатый. Он, очевидно, считает что помогает мне, когда настырно укладывается на планшет в самый разгар деадлайна. Реальная же его помощь заключается в вечернем тарахтении на моих коленках — это лучший антистресс и мыслей_в_порядок_приводитель из всех мне известных.
Ваш блог в ЖЖ называется “Сны и картинки”, а какую роль играют сны в Вашем творчестве?
О, существенную! Как и в жизни собственно — поскольку треть этой жизни занимают. Я из тех, кто видит сны каждую ночь, и отнюдь не по одной штуке. Иногда сны бывают полезными — к примеру, мне не хватает дня, чтобы придумать сюжет, композицию, а во сне — оп! — и решение приходит. Но чаще сны просто мешают хорошо выспаться. Утешаюсь надеждами, что эти ночные визуализации человеку рисующему в любом случае идут впрок .
Юля, расскажите о процессе создания иллюстрации.
Основные инструменты — голова, компьютерный планшет и руки. Сейчас я рисую в тишине, но это связано не с личными предпочтениями, а с необходимостью, которая знакома всем родителям маленьких детей — ловить все шорохи и звуки, когда ребенок спит и не перегружать его нервную систему, когда бодрствует.
Дайте пару советов начинающим фрилансерам
Начинать, мне думается, нужно с крепкого портфолио. Чтобы основание, с которого начинающий фрилансер будет вести переговоры — и о страховочном авансе, в том числе — не скрипело знаете ли, грозя развалиться при первом же отклонении вправо-влево.
Есть ли иллюстратор, на которого Вы равняетесь?
Одного-единственного нет, нравится многое и многие. Регулярно хочется разорваться в попытке соединить все лучшее в одном флаконе. Это довольно мучительное состояние честно говоря. Наверное бежать по узенькой дорожке к однажды обозначенному идеалу комфортнее, но… вряд ли интереснее.
Приходилось ли работать с “клиентами из ада”?
Клиентов из ада, вот действительно невыносимых, я до сих пор счастливо избегала (тут суеверно сплюну) Мне проще отказаться от сомнительного заказа еще на стадии переговоров. Настораживают обычно сырой или отсутствующий бриф, плавающие характеристики того, что к моменту заказа должно быть константой, а также неопытность заказчика в работе с фрилансерами-иллюстраторами — именно такие обычно пытаются фрилансером рисовать, как фломастером, вместо того чтобы дать ему нужный кусок свободы.
Забавных случаев не помню, занятные — случаются. Почему-то все больше из одной и той же оперы — в нарисованном мною персонаже проступает внешность его реального прототипа, или литературного автора, его создавшего. Я фотографий прототипов-авторов не видела, о сходстве мне сообщали изумленные заказчики. Мистика? Не знаю что это, но случается довольно регулярно
У Вас есть любимый писатель или книга? Помогает ли это в работе?
Я в принципе люблю хорошо написанные тексты — тексты, в которых чувствуется легкость, драйв и игра. Вдохновение — радостная и заразная штука, и из текстов выхватывается моментально — не нужно выжимать его по капле из собственных нз. И это, конечно, изрядно облегчает процесс.
Вы нарисовали очень много сказочных героев, а какая Ваша любимая сказка?
Их много. Но сказки Андерсена в отдельном ряду — за все эти его глаза — мельничные колеса, блуждающие огоньки и прочий сюрр отвязности прекрасной. Он настолько возбуждает аппетит, что я даже затеяла свой книжный проект по сказкам Андерсена. Надеюсь когда-нибудь (в не очень отдаленном будущем) завершить его и издать, тем более что некоторые издатели уже проявляли заинтересованность.
Вы любите одиночество?
Не то чтобы люблю, но иногда оно бывает остро необходимо. Немножечко, чайная ложечка — чтобы собраться с мыслями, убрать накипь суеты, накапливающуюся в избыточном общении.
Где черпаете вдохновение?
Обнаружила недавно, что очень сильную подзарядку дает рисование красками и кистью. Вот просто мощнейшую — и это сразу отражается в компьютерном рисовании, иллюстрации становятся живее, шершавее, объемнее что ли.
Чем Вы занимаетесь в свободное от работы время?
Провожу его с дочкой. Впрочем и во время совместных игр иллюстратор во мне не выключается. Читаем книжки — анализирую подачу иллюстраций, рисуем — подмечаю неожиданные приемы, которые использует дитятя — как она деревья интересно рисует, ах! Мне б и в голову не пришел такой способ крепления веток к стволам. Ну и конечно очень интересно наблюдать за тем, как созревает восприятие ребенка. Теперь мне совершенно очевидно какие принципы нужно использовать в построении иллюстрации для малышей до года, с года до двух, с двух до трех. Это очень интересно на самом деле.
Как планируете развиваться дальше?
В этом году впервые поработала с упаковкой — это абсолютно новое для меня направление. И зажглась! В процессе работы шоры кое-какие пали с глаз, и подраздел стиля соответствующий выкристаллизовался, и концептуальные решения поперли — одно другого интересней. Но как водится тут заказ и кончился. В будущем хотелось бы с упаковкой работать чаще и плотней.
Как Вы относитесь к социальным сетям?
Прекрасно отношусь. Я этим сетям обязана своей профессией, а сколько интересных знакомств в них завязалось!
Как Вы понимаете слово “счастье”?
Думаю сейчас, что счастье в равновесии — в умении распределить энергию так, чтобы ее хватало и на работу, и на семью. Чтобы ничто не чахло в запустении, все цвело, питалось и получало достаточно любви, и чтоб у тебя самого не свербило под ложечкой — что там не додал, и здесь недостаточно вложился.
Супруг недавно сказал, глядя на мои душевные мытарства, что наверное только мужчины бывают абсолютно счастливы в творчестве. А женщина все время страдает. Когда рисует — страдает, что корова недоена, а когда доит корову — мучается от того, что где-то там краски сохнут.
Это правда, но все же не совсем. Страдание это все равно очень плотно смешано со счастьем, гремучая такая смесь. И есть у меня подозрение, что от такого соседства счастье ощущается только острей — и без оттеняющей толики страдания это и не счастье уже вовсе, а… ну к примеру умиротворение. Их часто путают.
Юля, спасибо за интервью. Что Вы можете пожелать нашим читателям.
В свете предыдущего вопроса — счастья и умиротворения! В той пропорции, которая для них наиболее комфортна.