Образ Книги 2020— книжные проекты дипломантов и лауреатов этого года
Екатерина Посецельская
Иллюстрации к книге Константина Вагинова «Козлиная песнь» (издательство «Вита-Нова»)
Купить в Лабиринте |
Писать о том, каким образом родились иллюстрации к той или иной книге, — задача непростая. В этот раз она осложнена ещё и тем, что все иллюстрации были созданы более трёх лет тому назад. Сейчас, по прошествии времени, я в очередной раз перечитала роман Вагинова, и очень многое мне увиделось совсем иначе. И нарисовала бы я теперь некоторые вещи не так, и в тексте вдруг увидела новые смыслы, которые тогда не заметила или не выделила для себя.
Про смыслы — текст Вагинова очень многослойный, метафоричный и «густой». Если читать поверхностно, не пытаясь пробиться «внутрь», то связать между собой события, героев, место и время очень трудно. Текст не пускает «легковесного» читателя. Он открывается только тогда, когда удаётся к нему подобрать правильный ключ или отмычку. И меня он не «пускал» очень долго, пока я не попробовала его послушать.
Аудиокниги меня обычно раздражают, мне очень редко нравится интерпретация, она часто нарушает ту гармонию, которая возникает в паре «книга — читатель». Но в этот раз всё оказалось иначе. Актёр монотонным голосом, без интонирования, бубнил вагиновский текст. И вдруг роман предстал передо мной чётким и структурированным, я стала в нем ориентироваться, погружаться и выплывать, герои обрели плоть и кровь, интерьеры и пейзажи — чёткие очертания. И за всеми аллюзиями, отсылками к реальным персонажам, к мифическим героям, античным философам и историкам, поэтам, за шпенглерианством и карнавальностью открылась суть!
Роман очень трагичен. За всей весёлостью, лихостью, хаотичностью, бутафорией и клоунадой стоит величайшая трагедия поколения, заставшего революцию. Разрушение всего жизненного уклада. Голод. Холод. Все герои пытаются «спрятаться» в мир иллюзий, сновидений, пускаются во все тяжкие или сознательно сходят с ума, чтобы выжить. Разруха, заколоченные окна прекрасных дворцов, потерявших своих хозяев. Одни — погибли, другим удалось сбежать, третьи — пытаются приспособиться к новой реальности.
Проиллюстрировать такое многослойное произведение очень сложно, можно лишь попробовать коснуться одного из его пластов. Но очень надеюсь, что тот визуальный ряд, который у меня родился, кому-нибудь поможет найти свою тропинку в это глубокое и трагическое повествование.
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры». А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.