Марина Павликовская: «Это идеальная для меня книга»

В прошлом году в издательстве «Самокат» вышел сборник веселых, немного абсурдных сказок Евгения Клюева, иллюстрации к сборнику выполнила Марина Павликовская. Марина рассказала, как складывалась ее работа над книгой, как добиться легкости и нужной интонации в рисунке и почему мурашки — важнейший показатель хорошей истории 🙂

Иллюстрировать сказки Евгения Клюева было для меня огромным удовольствием. Книга увесистая — больше двухсот страниц. Тридцать две гениальные сказки про неторопливую, красивую, вдумчивую жизнь.

Купить в Лабиринте

Это тексты, которые по-настоящему переворачивают сознание. Книга и для детей, и для взрослых, каждый найдёт в них своё. Сказки — высший класс, я о таких мечтала очень давно. После каждой истории — мурашки. А это, как известно, важный показатель.

Вещи сами рассказывают про свою жизнь, мысли и переживания: про долгую и интересную жизнь отрывного календаря, про ленивое кресло, очень щадившую себя Хрустальную Люстру и других обитателей квартиры. И ещё про маленький порыв ветра, который долго выбирал, что бы ему подхватить; про пирожок ни с чем; про зеркало, которое не хотело отражать ничего; про крохотную волну, очень спешившую к берегу; про старую трубу, любившую пускать дым колечками; про лавровый лист, разочарованный в жизни; про рассеянный воздушный поцелуй. 73 разворота с картинками, 33 названия, переписанных от руки несколько раз — помню, как рука горела до плеча.

В издательстве мне предложили выбор: проиллюстрировать сказки или стихи Клюева, и я рада, что выбрала именно сказки. Они в меня попали и, похоже, я в них тоже. Написано очень талантливо и находчиво — от таких текстов хочется рисовать в полную силу. Забавно, что когда-то в детстве, я тоже написала сказку от имени кастрюльки.

Книга была ещё в типографии, а иллюстрации уже успели удостоиться премии международного конкурса «Образ Книги», побывали на выставке XVIII Триеннале Графики в Таллине и попали в шорт-лист Международного фестиваля иллюстраций МОРС.

Читать и рисовать первые эскизы я начала в конце 2019, думала, что в начале 2020 книга уже будет напечатана. Но она оказалась такой большой, что я долго ещё её рисовала и наслаждалась, наслаждалась и рисовала. Это идеальная для меня книга. Я не так давно поняла, что длинные произведения, к которым нужно рисовать 20+ иллюстраций не для меня. Дыхания не хватает. И хотя бегаю я лучше именно на длинные дистанции, в рисовании я спринтер. Сказок много и книга толстая, но каждая история — отдельная короткая дистанция.

Весной, сидя в карантине на даче, я вносила кучу правок, делала, переделывала, «допиливала» обложку, подписывала договоры, оформляла самозанятость. Потом в один прекрасный вечер всё всем отправила, села в тишине и смотрела сквозь стену вдаль. Но карантин нарушил планы издательства и печать отложили.

Спустя полгода мы решили кардинально переделать обложку, а в декабре книга была напечатана. И как же хорошо, что в последний момент мы решили выпустить ее с новой обложкой. Иногда от подобных предложений у художника опускаются руки, но тут переделать её заново было большой радостью. В итоге я выбрала для фона породистый зелёный. Зелёный, как старое английское кресло у камина, как зелёные оливки в стеклянной банке при свечах, как лесная ёлка в осенних сумерках; наконец, зелёный, который в некоторых кругах известен под названием «in the absence of sheep» («в отсутствии овец»). На таком фоне всё быстро встало на место. Получился парад сказок. Это уже моя 63-я опубликованная обложка. Как будто мне лет сто!

Поскольку каждая сказка — самостоятельное, законченное произведение, я позволила себе определенную свободу и рисование стало разным и по пластике и по цвету и по скорости. Конечно, стилистически всё равно это единая история одного автора и одного художника. Со свободой всегда непросто, это такая палка о двух концах: с одной стороны — рисуй как хочешь, с другой — у тебя 32 истории и для каждой нужно придумать свой мир, и все эти разрозненные миры должны находиться друг с другом в гармонии и единстве.

Больше всего времени у меня ушло на шмуцы — большие картинки рядом с заголовками. Но не потому, что они большие — как известно, времени на большую и маленькую картинку нужно примерно одинаково. Время в основном требуется на изобретение интонации, пластики и образа именно этой сказки. И иногда нащупать верную интонацию получалось не сразу. Но как только она была найдена, всё вставало на свои места и наступала ясность.

Сложнее всего рисовать простые вещи — ключ, книгу, лягушку, ёлку, Хочется изобразить их по-новому, но при этом убедительно и находчиво. Некоторые предметы я перерисовывала раз по двадцать. Я выбрала довольно широкую палитру, около двенадцати цветов, плюс добавила отсканированных накрашеных кисточками и валиками фактур.

Раньше я часто откладывала работу, потому что мне хотелось все сделать «идеально». Сейчас понимаю, что «достаточно хорошо» — это и есть то, что нужно. Часто в эскизах получается очень точно сделать жест или попасть в позу. Так точно в чистовике никогда не попадёшь. Я учусь схватывать и не упускать такие моменты. В общем, если ждать, искать и стараться делать всё идеально, можно никогда ничего не сделать. Лучше не искать, а находить.

Мне нравится легкость и находчивость, нравится, когда действуют вне правил — во всём, в кино, музыке, жизни, готовке, рисовании, танцах, задачах и решениях. В такой лёгкости почти всегда гораздо больше внутренней сложности, веса и смысла, чем в чём-то многострадальном и многочасовом. Но к ней надо прийти — не обязательно мучительным и долгим путем. Просто чтобы до чего-то дойти, нужно идти. А мучиться или нет — выбираешь сам.

Все мои самые лучшие картинки и проекты были, как правило, лёгкими — это не значит, что идея придумалась мгновенно, а рисунок был готов через пять минут, хотя и так часто бывало. Даже самая лёгкая лёгкость может быть сложносочиненной. От сказок Клюева именно такое ощущение.

Несколько цитат из книги:

«…Большая метель от возмущения даже глаза к небу завела. И увидела звёзды — огромные ослепительные звёзды. Они горели так, словно не было на свете никакой Большой Метели… которая вообще-то на свете была!…»

«Просто цыплёнок блуждает во мгле безо всякой цели. Просто цыплёнок не задумывается о том, для чего он цыплёнок. А цыплёнок-для-супа имеет цель в жизни, и эта цель — суп»

«А оловянной ложке снится, будто бы она корабль, нагруженный морковью, рыбой и прочими яствами, подплывающий к берегам Барселоны»

«…И вот одна Светлая Мечта решила наконец сбыться. Она целых много лет не сбывалась и уже устала. Да и время ей подошло: тихий морозный вечер. Такие вечера нарочно придуманы, чтобы мечты сбывались. Светлая Мечта как следует приготовилась начинать сбываться…»

Сердечко, вырезанное из картона

Иллюстратор Марина Павликовская
Автор Евгений Клюев
Год издания 2020
Издательство Самокат

_________________________________

Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал «Картинки и разговоры» . А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм , мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки 🙂

Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *