Владимир Михайлович Конашевич (1888-1963) — русский художник и иллюстратор.
Владимир Конашевич родился в Новочеркасске; вскоре после его рождения семья переехала в Москву, а затем, в 1897 году, когда его отец, банковский служащий, поссорился со своим начальством, переехала вновь — на сей раз в Чернигов. В Чернигове Владимир окончил реальное училище, брал частные уроки живописи.
В 1908 году поступил на архитектурный факультет Московского училища живописи, ваяния и зодчества, затем перевелся на живописное отделение. После его окончания переехал в Петербург, устраивал там выставки, реставрировал Павловский дворец, расписывал Юсуповский дворец и другие особняки города.
В 1918 году Конашевич создал свои первые книжные иллюстрации — это была «Азбука в рисунках», которую первоначально художник зарисовывал в письмах, адресованных его четырехлетней дочери. В том же году он проиллюстрировал «Розовую азбукк» Е.Соловьевой. Затем он сосредоточил свое внимание на взрослой литературе — создал рисунки к «Бежину лугу» и «Первой любви» И.С.Тургенева, «Женитьбе» Н.В.Гоголя, «Белым ночам» Ф.М.Достоевского, сборнику стихов А.Фета. Все иллюстрации сделаны в разных графических техниках, будто Конашевич нащупывает собственный стиль, изобретает свой изобразительный язык.
Вместе со своей иллюстраторской деятельностью, Конашевич в тот период (1918-1926 гг) был помощником хранителя Павловского дворца-музей, составлял путеводители по Павловску, преподавал в Академии Художеств; с 1921 по 1930 руководил литографской мастерской и сам создал много искусных работ в технике литографии.
Начиная с 20-х годов много и активно работает с детской книгой, посвятив ей, фактически всю жизнь. Он часто менял техники, переключался с детской литературы на взрослую, с одной работы на другую и вел очень активную творческую жизнь. Помимо книжной иллюстрации, сотрудничал с детскими журналами, писал портреты и пейзажи, устраивал выставки, защитил докторскую диссертацию по искусствоведению, также много занимался педагогической деятельностью — преподавал и руководил мастерской в Школе народного искусства (1916-1919), в Академии Художеств (1921-1930, 1944-1948).
Многие работы Владимира Конашевича были удостоены призов и наград.
Ребенок — реалист, даже слишком последовательный. Он требует, чтобы предмет был изображен точно и со всеми признаками, но изображен просто и ясно: никаких нагромождений, ничего затемняющего образ, но и никаких упущений.
Купить книги с иллюстрациями Владимира Конашевича
Сказка о рыбаке и рыбке | Пожар | Volksrijmpjes | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сказка о рыбаке и рыбке
|
Название Пожар
|
Название Volksrijmpjes
|
Мороз Иванович | Плывет, плывет кораблик | Золушка | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Мороз Иванович
|
Название Плывет, плывет кораблик
|
Название Золушка
|
Дедушка Рох | Сказ про муравья и великана | В гости | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Дедушка Рох
|
Название Сказ про муравья и великана
|
Название В гости
|
Сказка о золотом петушке | Сказки Андерсена | Вот какой рассеянный | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сказка о золотом петушке
|
Название Сказки
|
Название Вот какой рассеянный
|
Старик-годовик | Горшочек каши | Азбука в картинках | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Старик-годовик
|
Название Горшочек каши
|
Название Азбука в картинках
|
Кот в сапогах | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Кот в сапогах
|
Лучшие детские иллюстрированные книги апреля
О себе и своем деле
Длинный ряд исканий и сомнений, длинный, но (к счастью!) не непрерывный ряд неудач и не так уж много того, что можно посчитать удачей, — вот как представляется мне мой путь в детской книге теперь, когда я оборачиваюсь назад. Есть книжки, которых я стыжусь, есть книжки, которые я ненавижу. Есть даже целый период, которого я бы очень хотел, чтоб не было! Это последние пять лет тридцатых годов.
Дарья Герасимова «Талант доброты»
Творческая жизнь Конашевича не была спокойной и мирной. Несмотря на признание его заслуг на международных выставках, в родном отечестве всё было отнюдь не просто. После появления в «Правде» от 1 марта 1936 года статьи о «художниках-пачкунах» в прессе начались активные нападки на Конашевича, Владимира Лебедева, Татьяну Маврину, Юрия Васнецова и многих других художников. В формализме обвинялись те, кто посмел иметь не безликий стиль рисования, а свой собственный, яркий, индивидуальный. Гневную статью «Против формализма и штампа в иллюстрациях к детской книге» напечатал журнал «Детская литература». Владимира Михайловича заклеймили в ней как компрачикоса, губящего своим искусством детские души.
Выставка «Сказочники»
13.04.2015
ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках Года литературы представляет выставку «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
Выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа»
17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.