Елена Александровна Трофимова (1945) — художник книги, график.
Среди оформленных ею книг — «Русские заговоры» (1991), С.Аксаков «Семейная хроника» (1988), А.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (1987), В.Тендряков «Избранное» (1985), А.Н.Островский «Горячее сердце» (1984), Л.Н.Толстой «Крейцерова соната» (1983), Данте «Vita nova» (1982), Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» (1965).
«О Елене Трофимовой, с полным основанием, можно сказать — она подлинный Homo Libri. Вся ее жизнь, так или иначе, связана с книгой. Неистовый книгочей, она фанат книги в любых ее проявлениях, от источника познания до книги как предмета искусства. У нее не было проблем с выбором профессии. Родившись в семье талантливого иллюстратора Александра Андреевича Васина (1915–1971), не задумываясь стала художником, и свои первые работы сделала еще будучи студенткой. Всего же она оформила около ста книг, заслужив репутацию успешного иллюстратора. Однако диапазон ее творческих интересов и возможностей гораздо шире. Трофимова интеллектуал, тонко чувствующий литературу и искусство, человек, наделенный поэтическим даром, острый полемист и педагог с оригинальной, собственной методологией преподавания изобразительного искусства.
Что же касается самой книги как продукта культуры, то создание ее — сложный многоуровневый процесс, результат творческого взаимодействия людей многих профессий. И работа над иллюстрациями тесно связана со всем издательским комплексом, подчас ограничивающим художника множеством условий.
В каждом иллюстративном замысле пересекаются три действительности — мир, изображенный в литературном произведении, мир писателя и мир самого иллюстратора. Художник должен учесть и увязать все эти данности. В треугольнике «писатель, иллюстратор, читатель» задача художника — не мешать читателю, и сделать книгу предметом искусства. В своих лучших иллюстративных циклах Трофимова, как опытный лоцман успешно преодолевает все преграды и ограничения. Ранние работы, чаще черно-белые — жестко графические более условны и стилизованы. Их отличает ясная структурность формы. В более поздних преобладает живописное начало, художник исследует взаимоотношение цвета и пластической формы. Они более пространственны и реалистичны, что отвечает литературному источнику, по большей части это русская классика XIX века. В каждой серии разная мера условности. Лучшие из них отличает тонкое и точное соответствие литературному произведению, передающее аромат эпохи. В каждом цикле своя интонация, свой особый звук. Трофимова хорошо знакома с материальной историей разных эпох, а пространственно-ритмическая организация пластических форм — сильная сторона ее дарования».
Купить книги с иллюстрациями Елены Трофимовой
Дюймовочка | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название Дюймовочка
|