Рафаил Адольфович Вольский (1938-2007) — советский театральный художник, иллюстратор.
Вместе со своим братом Виктором Вольским оформил более 200 оперных, балетных и драматических спектаклей для многих крупных театров; в Большом Театре на протяжении многих лет шли оформленные братьями шедевры мировой оперной классики — «Золото Рейна» Вагнера, «Юлий Цезарь» Генделя, «Русалка» Даргомыжского и другие спектакли. Ими созданы сценография и костюмы к спектаклям Государственного академического Малого театра , МХАТа им. М. Горького, Московского академического театра им. В. Маяковcкого, Московского драматического театра на Малой Бронной, Центрального академического театра Российской армии и др.
Как сценографы Вольские работали в академических театрах оперы и балета Литвы, Эстонии, Казахстана, Киргизии, Азербайджана. Они принимали участие в постановках русской и мировой оперной и балетной классики в Италии, Германии, Австрии, Венгрии, Франции, Финляндии, Греции, Японии.
«В трудной жизни художника, занимающегося оформлением и иллюстрированием книги, бывают счастливые минуты, когда удача, на которую он всегда надеется, бывает к нему благосклонна, и воплощенный замысел дарит ему радость. Редок ли такой праздник? Это зависит от мастерства художника, его работоспособности, широты взглядов и даже, если хотите, одержимости. Но, конечно, дело не в количестве книг, проиллюстрированных или оформленных мастером. Дело в том заряде философских, литературных и пластических идей, которым наполняет художник книгу.
Р. Вольский — один из тех счастливцев, которым сопутствует удача на тернистом пути «книжника». Диапазон его литературных интересов широк н многообразен. Особенно поражает география: республики Страны Советов, Чехословакия, Монголия, Швеция, Китай, Япония, Франция… Современная детская книга представлена в его творчестве так, нак, может быть, ни у одного другого художника. А что значит сделать эти книги? Надо достоверно и точно воспроизвести в своих рисунках дух и материальную культуру народа, его облик и характер, стилевые принципы национальной литературы.
Кстати, о стиле. Надо сказать, что Вольскому с кажущейся легкостью удается преодолевать преграды на этом пути. Каждый раз он стремится найти точный графический язык, максимально приближающийся к стилевым особенностям литературного источника. Это заметно даже при беглом взгляде на его иллюстрации к «Рикше» Лао Шэ, рассказам Абэ Кобо, сказкам «Кто помогает солнцу» В. Витки, повестям чешских писателей, «Про трех китов и про многое другое» Д. Кабалевского и многим другим книгам, оформленным Вольским.
Одной из последних удач явилась для художника фундаментальная работа над книгой С. Михалкова «Товарищи-дети». Книга как бы бурлит событиями стихов, действие образует некий спектакль. персонажи которого, ставшие уже классическими, обретают новую жизнь в рисунках Вольского.
Мне кажется, соответствие стилю автора книги является главным достоинством творчества Вольского».
(с) Дмитрий Спиридонович Бисти
«Искусство братьев Вольских – это сама идея, сам акт, само событие с его духовным содержанием и эмоциональным зарядом. Искусство этих художников неотделимо от режиссёра, актёров и автора. Работа с ними есть творческий процесс, рождающий и смысл, и эмоции спектакля, – его суть. Их сценография – это органическое соединение традиций русской театральной школы с ощущением и знанием современного духа в его самом прекрасном выражении…» (с) Борис Покровский.
Купить книги с иллюстрациями Рафаила Вольского
Мальчишечья свирель | Чудесная волынка | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Мальчишечья свирель
|
Название Чудесная волынка
|
Выставка шедевров отечественных художников-иллюстраторов
01.03.2015
Выставка шедевров отечественных художников-иллюстраторов открылась в Москве. В экспозиции Музея читателя Российской государственной библиотеки искусств представлены знакомые многим с детства рисунки русских художников