Давид Соломонович Хайкин (1927-2008) — художник, график, иллюстратор детских книг.
Родился в Москве; во время войны переехал с родителями в Казань, затем в Чебоксары. Там, в мастерской агитплакатов, началась его художественная деятельность. Вернувшись в Москву, отучился в Московской средней художественной школе, затем окончил Московский художественный институт имени Сурикова, где учился на плакатном отделении; позднее перевелся на книжное отделение графического факультета. Среди его учителей был Борис Дехтерев, в то время главный художник издательства «Детская литература» — благодаря ему у Давида появилась возможность ознакомиться с искусством оформления детских книг еще в студенческие годы.
С 1950 работал в издательствах «Детская литература», «Малыш», оформил более 200 детских книг. Среди них произведения Самуила Маршака и Корнея Чуковского, сказки Г.Х.Андерсена — более всего художнику нравилось работать с книгами для самых маленьких читателей, где картинки доминировали над текстом.
Хайкин многократно награждался самыми разными премиями в области иллюстрированной книги. За издание «Чудесный клад» («Детские песенки народов Кавказа», 1975) и «Разноцветная книга» (сборник стихов С.Я.Маршака, 1982) был удостоен дипломов 1-й и 2-й степени Всероссийского конкурса детской книги. На этом же конкурсе в 1996 получил диплом за художественное оформление и иллюстрации к «Азбуке» Г.В.Сапгира (издательство «Росмэн»).
Уже в зрелом возрасте Хайкин вновь обратился к живописи, изображая, по большей части, разнообразных животных. Он обладал поистине нечеловеческой работоспособностью, сутками не выходил из своей мастерской.
Живописные и графические работы Хайкина находятся в музеях и частных коллекциях по всему миру.
Я люблю цвет. Каждую вещь я решаю прежде всего в цвете – через него можно добиться большого пластического эффекта, динамики. Искусство – очень условная вещь. Теперь я понял, что добиваться в плоскости листа объёмного изображения нецелесообразно. Объёмна скульптура, «пространственнен» кинематограф… На бумаге же, на холсте всё должно находиться в одной плоскости…
«Подобно многим художникам его поколения, Хайкин в живописи прошёл долгий путь поисков. Он увлекался старой и современной живописью, примитивом и детским творчеством, открывая многое для себя заново. Но, пожалуй, импрессионизм в его западном и русском вариантах дал ему определённую установку живописного видения, а дальнейший самостоятельный творческий путь поэтического освоения мира завершил становление собственного стиля. В станковых работах художника главное место занимает пейзаж, затем натюрморт. В его пейзажах привлекает сильное живописное чувство. Они представляют собой обобщённые образы природы, в которых главное – живописное изображение свето-воздушной среды, всё окутывающей, дающей всему цветовой и эмоциональный колорит.
***
Композиции Хайкина не центричны, а, наоборот, центробежны, они стремятся «распространиться» вширь, при этом «края» листа обретают особую напряжённость границы изображаемого на нём и мысленно развивающегося за его пределы. Такое решение позволяет художнику помещать на листе часть предмета вместо целого и делать это художественно убедительно.
***
Используя привлекательность цвета, его эмоциональное воздействие, сопрягая и противопоставляя цвета, дополняя игру цвета музыкальным ритмом, художник обостряет чувства зрителя, что делает его более чутким к внутренней пластике и ритмике произведения».
(с) Любовь Громова
из статьи “Черпая из вечных родников” (Детская литература, 1986)
«Главные слова, характеризующие сугубо персональные жанры Давида Хайкина, отнюдь не специфически-искусствоведческие, – они говорят, прежде всего, об общечеловеческих ценностях.
Это – сердечная теплота, доброта и радость жизни.
Не надо, наверное, и упоминать, сколь редко встречаются вышеозначенные материи в нашей жесткой действительности.
***
Коты и кошки Хайкина – всамделишные, их анатомия не порушена имитацией человекоподобия. Они шествуют на четырех лапах, горделиво подняв хвосты, или привычно сидят на задних — передние у них становятся крепкими столбиками и поддерживают широкую грудку, увенчанную головой с чуткими ушками и полным достоинства взглядом.
Это просто иные, нежели мы, живые существа, мудрые, доброжелательные, спокойные. И равноправные с нами. Или мы – равноправные с ними.
Все так. Но вот только дымчатый котофей вальяжно восседает на красном стуле посреди зимнего пейзажа или кошка неспешно вышагивает на фоне московских бульваров или уютных провинциальных улиц.
Этим они себя и выдают. Коты и кошки Давида Хайкина – обыкновенные гении мест.
И еще. Можно быть знакомыми с ними много-много лет, видеть их постоянно, однако это не отменяет драгоценного эффекта: каждый раз при взгляде на любого из благородных мурлык нельзя удержаться от внезапной улыбки – как будто видишь их в первый раз.
***
У колористики Давида Хайкина существует какая-то особая сложная безыскусность. Цвет у него чаще всего открытый, декоративный, словно бы одномерный, но тут же с непреложностью проступает, что в сочной красочности таится глубина, обусловленная тончайшими связями цветовых оттенков.
Отсюда и возникает ощущение насыщенной многомерности, гармоничности красочных аранжировок его картин.
Московский живописец Давид Хайкин – из породы художников склада Матисса: знаменитый француз говорил, что хотел бы, чтобы его холсты дарили душевный комфорт людям.
Живопись Давида Хайкина именно это и делает. Его картина на стене – повседневный, неиссякаемый источник живительной радости от созерцания изображения.
Оно же щедро источает душевное тепло или просто заставляет улыбнуться – и уже небеса не столь серые, как были до этой минуты».
(с) Александра Шатских, «Московский художник Давид Хайкин», 2007
«Это тотальная и беззастенчивая красочность. Никаких атмосферных светотеневых градаций (это в скучном реальном мире бывает светотень); плотность цвета придает предметам материальность — но это материя затейливо организованной фантастической вселенной, где среди сказочных архитектурных конструкций гуляют «животные невиданной красы» с узнаваемыми физиономиями. Конкретные мотивы подчинены структурирующей логике орнамента, включены в его возвышенный порядок: кот съел рыбку, и рыбка плавает внутри кота — или на его поверхности, потому что здесь нет конфликта глубины с поверхностью».
(с) Галина Ельшевская, «Давид Хайкин и детская книга», 2007
Купить книги с иллюстрациями Давида Хайкина
Ребята и утята | Солнце и ветер | Ласковые песенки | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Ребята и утята
|
Название Солнце и ветер
|
Название Ласковые песенки
|
Не буду просить прощения | Летучая мышь | Разноцветная книга | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Не буду просить прощения
|
Название Летучая мышь
|
Название Разноцветная книга
|
Хороший день | Гора, полюбившая птицу | Сад цветущих букв | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Хороший день
|
Название Гора, полюбившая птицу
|
Название Сад цветущих букв
|
Катина елка | Соломенный бычок — смоляной бочок | Голубой метеорит | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Катина елка
|
Название Соломенный бычок — смоляной бочок
|
Название Голубой метеорит
|
Чудесный клад | Золотая Мбулу | Лиса-плясунья | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Чудесный клад
|
Название Золотая Мбулу
|
Название Лиса-плясунья
|
Сны | Анна-Ванна бригадир | Данчо — смелый мальчишка | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сны
|
Название Анна-Ванна бригадир
|
Название Данчо — смелый мальчишка
|
Звездочка | Сторож саванны | ||||
---|---|---|---|---|---|
Название Звездочка
|
Название Сторож саванны
|
Виталий Амурский «Как находят се6я»
По разному пытались рассматривать хайкинскую метаморфозу. Одни считали ее результатом увлечения примитивизмом (не случайно именно в это время были заново «открыты» А.Руссо, Н.Пиросманишвили), другие видели в его иллюстрациях исключительно влияние народного творчества. Поговаривали об элементах стилизации.