Олейников Игорь Юльевич (1953) — известный российский художник, аниматор, иллюстратор детских книг. Родился в подмосковном городе Люберцы, закончил Московский институт химического машиностроения. После окончания работал по специальности в проектном институте «Гипрокаучук».
В 1979 году устроился на киностудию «Союзмультфильм» в качестве ассистента художника-постановщика.
Игорь Олейников не имеет специального художественного образования, о чем, по собственному признанию, сегодня сожалеет. Но поверить в это трудно, познакомившись с его сказочными волшебными иллюстрациями. Своими учителями называет Наталью Орлову, Владимира Зуйкова, Эдуарда Назарова, Кирилла Челушкина.
В анимации Игорь Олейников известен по фильмам «Тайна третьей планеты» (1981), «Последняя охота» (1982), «Сказка о царе Салтане» (1984), принимал участие в работе над лентой «Халиф-аист» (1981). В 1991-2000 гг. работал в российском филиале студии ВВС «Кристмас Филмз», где был поставлен рисованный мультфильм-фантазия по мотивам оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта» (режиссёр Валерий Угаров). Фильм был высоко оценен на Тарусском анимационном фестивале. В следующем году на том же мероприятии художник получил приз за лучший персонаж фильма «Иона».
В 2000 году мультфильм «Подна и Подни» из цикла «Сказки народов мира» (режиссер Юрий Кулаков) завоевал Гран-при на анимационном фестивале «Золотая рыбка».
Как художник-постановщик создал фильмы «Мы с Шерлоком Холмсом» (1987), «Сказка о глупом муже» (1986), «Поползновение» (1987), «Сапожник и русалка» (1989), «В поисках Олуэн» (1990) и др.
С 1986 года параллельно с работой в анимации сотрудничает с детскими журналами «Миша», «Трамвай», «Куча-мала», «Улица Сезам», «Шаровая молния», «Спокойной ночи, малыши!», альманахом «Колобок и Два жирафа»), а также с книжными издательствами.
С 2004 года Олейников рисует на студии «Солнечный дом».
Среди его работ, выпущенных российскими издательствами: «Алиса в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, «Хоббит, или Туда и Обратно» Дж.Р.Р.Толкина, «Приключения барона Мюнхгаузена» Э.Распе, «Разные рыбки» и «Разные кошечки» Б.Заходера, «Оранжевый верблюд», «Сказочная история мореплавания» и «Сказочная история воздухоплавания» А.Усачёва, «Приключения мышонка Десперо» К.ДиКамилло.
С 2001 года активно сотрудничает с иностранными издательствами.
В 2006 году получил диплом на Таллиннском триеннале иллюстрации стран Балтии.
В детскую книгу я пришел из анимации и долгое время работал параллельно и там, и там. Многие художники «Союзмультфильма» трудились тогда в детской книге, я тоже мечтал рисовать иллюстрации. Потом представился случай, и я его не упустил. Привлекает меня в книжной графике то, что тут ты сам себе хозяин, хотя, конечно, есть верстальщики, дизайнеры, качество печати в конце концов.
***
У меня нет какого-то особого ритуала вхождения в рабочее состояние. Я просто выбираю ту литературу, которая мне интересна как художнику, а уж вдохновение, или, как я его называю, кураж, приходит само.
***
Во взрослой литературе нет понятия «книга-картинка», а в детской есть, и это мой любимый тип книги. В мире он существует уже давно, а у нас только-только начал развиваться. Каждая книга рассчитана на определенный возраст, исходя из чего и надо рисовать. Для трехлетних нужно одно, для семилетних – другое, а для двенадцатилетних – третье. Хотя я сомневаюсь, что в двенадцать лет дети еще читают книги
***
Книга, как и кино, для меня способ самовыражения. В книге делаю кино, в кино – книгу. Так выходит само собой. Динамика внутри иллюстрации и внутри книги – то, к чему я стремлюсь. И, по возможности, несерьезный ироничный подход к теме. А вообще очень люблю рисовать
***
Гуашью редко кто работает, но я предпочитаю именно её, так как гуашь не высыхает намертво – её всегда можно смыть, обработать, изменить её фактуру (в отличие от акрила, например). Берусь не за любую книгу, но только за ту, где есть нерв, напряжение, загадка, динамика. Не люблю каноны в иллюстрировании.
***
Считаю,что художник книги может создавать в иллюстрациях параллельный мир – параллельный тексту, но при этом передающий мысль автора. То есть, необязательно скурпулезнейше следовать тексту – но настроение и динамику выдерживать надо!
***
Когда-то я рисовал буквально, мне казалось, что надо идти по тексту. Теперь, мне кажется, что иллюстратор должен подталкивать к размышлению, чтобы человек, который смотрит книгу (ребёнок или взрослый), мог задуматься над текстом. Художник может найти такие вещи в тексте, которые незаметны для читателя, но они есть, скрыты в тексте, спрятаны в нём. Мне нравится эти места извлекать из текста и выделять. Я ничего не придумываю, просто стараюсь смотреть в самую глубь текста.
***
Я иду параллельно с автором, а не за ним. Предлагаю свою версию прочтения, которая тоже имеет право быть. Но это только в том случае, если текст позволяет. Есть много текстов, от которых никуда не отступишь, в которых надо идти как бы в колее автора, за ним.
***
Мне интересно привносить свой взгляд, ещё интереснее ломать стереотипы, показывать, что классический подход не единственный возможный, что в тексте могут быть другие уровни, что, в конце концов, положительный персонаж не так уж положителен, а отрицательный не так отрицателен.
Купить книги с иллюстрациями Игоря Олейникова
Колыбельная книга | Император и соловей | Как слониха упала с неба | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Колыбельная книга
|
Название Император и соловей
|
Название Как слониха упала с неба
|
Босая принцесса | Приключения мышонка Десперо | Мифы Северной Европы | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Босая принцесса
|
Название Приключения мышонка Десперо
|
Название Мифы Северной Европы
|
Джек и бобовый стебель | Волшебное дерево | Конек-горбунок | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Джек и бобовый стебель
|
Название Волшебное дерево
|
Название Конек-горбунок
|
Лиса и заяц | Снежная королева | Евгений Шварц. Избранное | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Лиса и заяц
|
Название Снежная королева
|
Название Избранное
|
Вол и осел при яслях | Все бегут, летят и скачут | Как Дед Мороз на свет появился | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Вол и осел при яслях
|
Название Все бегут, летят и скачут
|
Название Как Дед Мороз на свет появился
|
Про то, чего не может быть | Путешествие на Тандадрику | Речка, речка, где твой дом? | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Про то, чего не может быть
|
Название Путешествие на Тандадрику
|
Название Речка, речка, где твой дом?
|
Сказки дядюшки Римуса. Братец Кролик — рыболов | Сказки дядюшки Римуса. Братец Кролик и братец Воробушек | Сказки про кота Боньку и всех-всех-всех | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сказки дядюшки Римуса. Братец Кролик — рыболов
|
Название Сказки дядюшки Римуса. Братец Кролик и братец Воробушек
|
Название Сказки про кота Боньку и всех-всех-всех
|
Сказочное воздухоплавание | Царство дураков | Теремок | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Сказочное воздухоплавание
|
Название Царство дураков
|
Название Теремок
|
Война миров | Охота на Снарка | Счастье кузнечика | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Война миров
|
Название Охота на Снарка
|
Название Счастье кузнечика
|
Премия Андерсена 2018: победа Игоря Олейникова и другие номинанты
26 марта были объявлены лауреаты Премии Х.К.Андерсена, самой престижной награды в области детской литературы. Премия была учреждена в 1956 году Международным советом по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО. Она присуждается раз в два года и приурочена ко второму апреля — дню рождения Ханса Кристиана Андерсена.
2015 — иллюстраторы рассказали, каким был для них уходящий год
Только что закончил «Пять сказок» Пушкина. Для издательской группы Арбор. Работал с огромным интересом. Книга получилась совсем не детская. И достаточно необычная.
Лучшие детские иллюстрированные книги марта 2015
Любимый читателями Игорь Олейников, который рисует, по собственному выражению, «мусором, веником, тряпками, старыми кистями», создал иллюстрации к сказке в не самой традиционной для себя технике масляной живописи. С помощью иллюстраций, Олейников показал свою версию текста сказки: Джек в его интерпретации – не удалой удачливый молодец, а настоящий подлец, преступник. Вот что художник говорит о своём персонаже: «Я этого Джека сделал таким откровенным мерзавцем, на паучьих ножках, беззубым… потому что он — негодяй! Прилез к этим несчастным великанам по волшебному бобу и обчистил их сверху донизу ни за что… И зажил потом в замке на все великанские халявные дела».
Антон Размахнин «Хорошие картинки для детей стоят дорого»
18 марта в столице открылась выставка «Художник и книга-2015», показавшая, что сегодня происходит с книжной, прежде всего детской, иллюстрацией. В небольшом зале Московского дома художника на Кузнецком Мосту представлено около двух сотен работ нескольких поколений художников-иллюстраторов, от мэтров до студентов.
Игорь Олейников «Мне нужен нерв, тайна, драйв..»
Игорь Олейников проиллюстрировал более 50 детских книг. Он не умеет рисовать хорошеньких девушек и миленьких детей. Нужен драйв, нерв, напряжённая история, и тогда из книжки получится произведение искусства.
Игорь Олейников стал лауреатом Премии Андерсена 2018
27.03.2018
Вчера на Международной ярмарке детской книги в Болонье были объявлены имена победителей Премии Х.К.Андерсена 2018, самой престижной награды в области детской литературы. Лауреатом премии среди иллюстраторов книги стал русский художник Игорь Олейников. Обладательницей премии среди писателей стала японская писательница Эйко Кадомо.
Выставка избранных иллюстраций Игоря Олейникова
12.09.2017
14 сентября в 18.00 в Большом выставочном зале Российской государственной детской библиотеки состоится торжественное открытие выставки избранных иллюстраций Игоря Олейникова.
Открытие выставки Игоря Олейникова «L&Z»
18.04.2017
20 апреля в 18:00 в Комикс-центре Российской государственной библиотеки для молодежи состоится открытие выставки художника Игоря Олейникова «L&Z».
Игорь Олейников и недетские сказки В. Даля
24.08.2016
В среду 7 сентября 2016 года состоится открытие выставки «Сказка о…». художника Игоря Олейникова Он известен многим любителям книги, как один из лучших художников-иллюстраторов.
Необычное прочтение: как художник Игорь Олейников увидел сказки Пушкина
19.02.2016
24 февраля в 18:30 в Детском зале Библиотеки Иностранной Литературы им. М.И. Рудомино Игорь Олейников покажет свои новые иллюстрации и расскажет о своем понимании всем нам знакомых сказок.
Выставка Игоря Олейникова «Ветхий завет»
31.10.2015
5 ноября в 19.00 в Bratec Lis Gallery открывается выставка книжного иллюстратора Игоря Олейникова «Ветхий Завет», где художник представит свои новые работы по библейской теме.
Выставка Игоря Олейникова
29.06.2014
С 13 по 20 июля Bratec Lis School проводит персональную выставку замечательного российского книжного графика Игоря Олейникова.
Иллюстрация как жизнь
29.10.2013
С 30 октября по 30 ноября в подмосковной галерее G8 (Горки-8) пройдет трех-этапная персональная выставка известного российского иллюстратора книг Игоря Олейникова.
Автор + художник = «Книжка с картинками»
14.04.2013
11 апреля в духовном центре «Покровские ворота» открылась выставка художников — иллюстраторов издательства «Никея» «Книжка с картинками». Зрителям представлены работы Евгения Подколзина, Дарьи Юдиной, Анны Юдиной, Дианы Лапшиной, Игоря Олейникова
Владислав Крапивин и Игорь Олейников — кандидаты на Медаль Ханса Кристиана Андерсена 2014
10.04.2013
Международный совет по детской книги IBBY опубликовал список номинантов на Медаль Андерсена 2014. От России в этот раз на почетную премию выдвинуты писатель Владислав Крапивин и художник Игорь Олейников.
Литературный вечер с Игорем Олейниковым
7 октября в 17:00 Детский центр «Огогород» совместно с издательством Clever проводит литературный вечер с участием замечательного детского иллюстратора Игоря Олейникова. Вы сможете пообщаться с легендарным художником-мультипликатором, задать интересующие вопросы и взять автограф. А после всех ждет чаепитие!