Владимир Васильевич Лебедев (1891-1967) — выдающийся график, художник и иллюстратор первой половины 20-го века.
Лебедев закончил частную художественную школу Бернштейна в 1914 году, после чего несколько лет преподавал в Петроградских художественных мастерских. С 1917 года занимался политической карикатурой, сотрудничал с сатирическими журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»; параллельно с карикатурой начал заниматься книжной графикой и этому своему увлечению остался верен до самой смерти в 1967 году. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга», которому принадлежит значительная роль в создании детской книги 1920-х годов. Именно в этом издательстве вышла первая «новая» книга — «Слонёнок» Р. Киплинга, переведённый К. Чуковским с иллюстрациями В. В. Лебедева.
Лебедев был известным плакатистом, он создал свой собственный стиль агитационного плаката, ставший в дальнейшем эталоном для многих художников того времени. Одной из первых серий плакатов его исполнения были заказанные Российским Телеграфным Агентством «Петроградские окна РОСТа», которую он выполнил в соавторстве с В.И.Козлинским в 1919-1920 гг.
В 1924 году Лебедев возглавил художественную редакцию только созданного детского отдела Госиздата. Его коллегой в литературном отделе был С.Я.Маршак; вместе они поставили цель сформировать принципиально новую детскую художественную книгу. Благодаря талантливому тандему Лебедева-Маршака, появились на свет популярные и любимые многими «Цирк», «Мороженое», «Сказка о глупом мышонке», «Усатый полосатый», «Разноцветная книга», «Двенадцать месяцев», «Багаж».
Лебедев внёс огромный вклад в разработку художественной конструкции детской книги, в композиционные и изобразительные приёмы и средства, и поддержал совершенно новое отношение к самому содержанию детской книги. В конце 20-х годов он создал собственную школу, где начали свою работу в книжной графике многие молодые талантливые художники — Алексей Пахомов, Юрий Васнецов, Евгений Чарушин, Валентин Курдов.
В сентябре 1933 года на базе детского отдела Госиздата и детского сектора издательства «Молодая гвардия» было создано издательство «Детская литература», первоначально называвшееся «ДЕТГИЗ» (Детское Государственное Издательство); его редакторами также стали С. Я. Маршак и В. В. Лебедев.
В 1936 году была развернута кампания, направленная против его деятельности, в прессе появились статьи с уничижительной критикой его творчества. По мнению некоторых биографов, эти гонения надломили художника, что сказалось на его творчестве; его стиль стал более сдержанным и осторожным…
Во время войны Лебедев жил и работал Москве, сотрудничал с «Окнами ТАСС», активно занимался детской иллюстрацией.
Его лучшими послевоенными книгами считаются «Откуда стол пришел?» (1946) и «Разноцветная книга» (1947) С. Я. Маршака, «Три медведя» Л. Н. Толстого (1948).
В 1950-60-е годы Лебедев вел уединенный образ жизни, почти не появляясь на публике.
Блог, посвященный творчеству художника
Если на вопрос, что вы больше всего любите, мне отвечают «искусство», или, например, «книгу», я говорю: глупец. Надо любить не книгу, а жизнь, ради которой появилась книга…
«Решили пойти к Лебедеву домой. Пустит ли художник? Может быть, не захочет и разговаривать?
Отправились с папочками работ. Знает ли кто из вас, что такое войти в мастерскую любимого художника? Это незабываемо. Я и сейчас с волнением вспоминаю все до мелочей.
Большой двусторонний ореховый мольберт, рабочий стол на козлах и сам художник. На стенах — кубизм, рисунки прачек и балерин, висят боксерские кожаные перчатки. На полу лежат гантели. Во всю стену огромный шкаф с книгами. А рядом, у окна, в идеальном порядке блестят столярные инструменты — ножовки, стамески, рубанки, тот самый «рубанок, который сделал рубанок».
Одет Лебедев был по-американски. На нем кожаные желтые краги, английские бриджи, ковбойская рубашка с засученными по локоть рукавами. И сам он, подвижный, с широко расставленными ногами, будто в боксерской стойке. Его суждения неожиданны и очень точны. Всем своим обликом он просто сразил нас наповал.
Посмотрев мои рисунки шпаны, которые я принес показать, Лебедев сказал мне: «У вас все неверно, посмотрите, как у меня сделано» — и показал свою «Улицу революции».
От волнения мы мало что соображали, но все-таки высказали главное
***
Рассмотрев мои рисунки, Владимир Васильевич берет бумагу и тут же, при мне, рисует сам то, что никак у меня не выходило. Его волшебная рука безжалостно, с холодной ясностью указует на мои ошибки.
Урок преподается артистически.
Уничтоженный, собираю в папку и прячу драгоценные рисунки метра. Хочется скорее бежать обратно, никого не замечая, никого не видя, — домой, работать». (с) Валентин Курдов
Купить книги с иллюстрациями Владимира Лебедева
Слоненок | Три козла | Охота | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Слоненок
|
Название Три козла
|
Название Охота
|
Цирк | Мороженое | Вчера и сегодняе | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Цирк
|
Название Мороженое
|
Название Вчера и сегодня
|
Усатый полосатый | Заяц, петух и лиса | Золотое яичко | |||
---|---|---|---|---|---|
Название Усатый полосатый
|
Название Заяц, петух и лиса
|
Название Золотое яичко
|
О глупом мышонке | |||||
---|---|---|---|---|---|
Название О глупом мышонке
|
Десять книжек-картинок о цирке, выходивших с 1925 по 2017 гг
Начну, конечно, с классики жанра, совместной работе Маршака и Владимира Лебедева 1925-го года издания. О которой Чугунов сказал: «Яркие, выполненные локальным цветом, иллюстрации несли в себе заряд энергии и возбуждали в детях искреннюю радость».
В.Петров «Владимир Лебедев и советская иллюстрированная книга 1920-х годов»
Детские книги, оформленные и иллюстрированные Лебедевым в двадцатых годах, принадлежат к числу лучших и наиболее характерных достижений искусства графики того времени. Они заложили фундамент новой, советской книжно-графической традиции. Это — советская классика, оказывающая и поныне влияние на развитие в нашей стране искусства книги.
Ю. Герчук «Толстяк и мороженое»
Эта яркая, веселая, очень летняя по своему колориту книжка вышла впервые в свет в разгар зимы — новогодним подарком детям к новому 1925 году. Одинаково крупно на ней обозначены два имени ее создателей: «С. Маршак, рисунки В. Лебедева». В это время только начиналось многолетнее сотрудничество поэта и художника. По воспоминаниям сына писателя, Маршак, находясь вместе с Л.М. Клячко — известным журналистом, владельцем и редактором частного издательства «Радуга» — в типографии, увидел на полу оттиск какой-то из работ еще не известного ему художника. «Я хочу, чтобы мои стихи иллюстрировал этот художник», — сказал издателю Самуил Яковлевич, поднимая оттиск.
Владимир Лебедев «О рисунках для детей»
Рисунок для детей должен привлекать, заинтересовывать ребенка. Рисунок цветной, помимо четкости и конкретности, должен быть интенсивным по цвету. Но интенсивность эта должна быть построена не на цветистости, а на живописных отношениях. Художник должен приучить ребенка строить живописные отношения, которые пригодятся ребенку в его взрослой практике, независимо от профессии. Если же рисунок черный, графический, то он должен быть достаточно конкретен, точен и четок.
От циркачей до физкультурниц. К 125-летию художника Владимира Лебедева
22.05.2016
25 мая в 18.30, в детском зале Библиотеки иностранной литературы в Москве состоится открытие выставки, посвященной Владимиру Васильевичу Лебедеву «Цирк, цирк, цирк» и лекция-беседа Ольги Мяэотс о творчестве художника — «От циркачей до физкультурниц».
Выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа»
17.03.2014
В рамках проведения Дней детской книги в Библиотеке книжной графики в Санкт-Петербурге 20 марта в 19.00 открывается выставка «Художники довоенного ДЕТГИЗа». На выставке представлены иллюстрации, эскизы, эстампы, литографии, обложки, книги мэтров книжной графики довоенного периода.